Дополнительно - подборка с РБК, есть некоторые уточнения:
http://top.rbc.ru/incidents/10/04/2010/392158.shtmlПилот самолета разбившегося под Смоленском самолета самостоятельно принял решение идти на посадку, несмотря на 400-метровую видимость. Такое заявление сделал министр транспорта РФ Игорь Левитин на совещании оперативного штаба на месте трагедии.
По его словам, видимость в момент крушения была 400 м, хотя по нормативам необходима 1 тыс. м, передает радиостанция "Эхо Москвы".
И.Левитин сообщил, что на месте авиакатастрофы найдены два самописца, но их не трогали до приезда польских специалистов. Он подчеркнул, что с польской стороной было принято решение о создании технической комиссии по расследованию трагедии.
Изъятая запись переговоров подтверждает, что самолет Ту-154, при крушении которого погиб президент Польши Лех Качиньский, пошел на посадку, несмотря на рекомендации российской стороны. Об этом сообщил глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин.
Он подчеркнул, что все погибшие обнаружены, а на месте трагедии работает более 60 следователей и криминалистов.
По характеру найденных переговоров экипажу самолета, по словам А.Бастрыкина, не рекомендовалось производить посадку в Смоленске, однако эти рекомендации не были выполнены.
Как рассказал начальник генштаб ВВС России Александр Алешин, уйти на запасной аэродром пилотам президентского самолета рекомендовали еще за 50 км до аэродрома Смоленск-Северный. Руководитель полета оповестил экипаж, что на взлетно-посадочной полосе в связи с сильным туманом плохая видимость. Однако летчиков это не остановило. Второе предупреждение президентскому борту было сделано за 1,5 км от аэродрома. Руководитель полета несколько раз вновь дал команду уйти на запасной аэродром в Минск и Витебск. Тем не менее, самолет это указание проигнорировал.
То есть предупреждать его начали задолго до подхода к аэродрому. Тем не менее - сделали 3-4 захода. При видимости 400 м. То есть в 1,5 км, когда КВС "не послушался" РП - видеть полосу он вообще не мог. Никак. Или вот так, например, как опытный летчик описывает:
http://lib.ru/MEMUARY/ERSHOW_W/praktika_tu-154.txtТак, в разрывах облачности или клочьях приземного тумана капитану может
показаться, что "чуть сбоку" виднеется полоса. В снежной белизне расчищенная
дорога от ВПП в сторону БПРМ представляется обочиной ВПП. В ливневом дожде
через залитое стекло магистральная РД может показаться взлетно-посадочной
полосой.
Поддавшись внезапной зрительной иллюзии, капитан, умом понимая, что
самолет движется по курсу-глиссаде, вдруг, вопреки здравому смыслу,
срывается, резко отворачивает и снижается в сторону мнимой ВПП.
И только на малой высоте, внезапно поняв ошибку, КВС в спешке пытается
исправить ее: либо резким и некоординированным движением органов управления
в сторону истинной ВПП, либо резко, с потерей скорости, пытается перевести
самолет в набор высоты для ухода на второй круг. Такие поспешные, судорожные
действия, без учета изменения истинных параметров возмущенного движения
самолета, обычно запаздывают и, в лучшем случае, приводят к грубому
приземлению или выкатыванию за пределы ВПП, а в худшем - к катастрофе.
- тем более что на Смоленске-Северном, как видно на спутниковом снимке, сбоку не просто рулежка, а еще и заводская площадка, похожая на начало ВПП. Если она была пустая, а не забитая самолетами, как на гугле, и мелькнула среди тумана... вот оно и отклонение в сторону на 150 метров, которое потом насчитали... "Накрутили" человека перед этим - мол, давай-давай, садись-садись, любой ценой - и привет. При видимости 400 м и на автомобиле-то быстро гонять не рекомендуется, а тут - порядка 290 км/ч, 80 м/с, 5 секунд на всё про всё, если что-нибудь увидел...
Есть у меня и еще одна версия, почему пилот мог "не туда зарулить", но очень уж она мрачная. Если коротко - он после пробных заходов "привязал" полосу по GPS и решил садиться по этой системе, которой некоторые НАТОвцы склонны доверять чуть ли не больше, чем своим глазам. А садился он при этом на российский военный аэродром...