ага.
государственность здесь один из решающих факторов. этнические группы, вошедшие в состав других "государство-строительных проектов", пошли другими путями. специфика евреев в том, что у них был свой, до некоторого времени успешный, но попавший в сферу интересов соседних империй, и последовательно переходивший из рук в руки без полного поглощения. стратегия ползучего сопротивления ассимиляции выработалась у них задолго до рассеяния как такового. специфическая религия и менталитет -- инструменты этой стратегии.
торговля и сопутствующие ей сферы деятельности на ближнем востоке намного более значимы, чем в глубине Европы (и тем более, в наших краях). геополитический расклад, однако. конечно, присутствуют и все остальные виды деятельности, но соотношение свое.
Садко, для справки, житель Новгорода. который (как и Псков) в несколько иных условиях расположен, нежели центральная Россия, и до некоторого времени имел свой путь. пока его товарищи Иваны не форматнули под общий знаменатель. а Никитин-то да, наш человек, но вы вспомните его историю. если это купец, и это коммерция...
много кто расселялся по империям. цыгане, например. тоже не ассимилировались, но ростовщиками не стали. очевидно, потому что не были ими никогда.
естественно. тем не менее, анклав евреев и анклав китайцев, например, или немцев, или арабов, и т.д., не только похожи, но и отличаются весьма существенно.
могу еще развернуть:
1. благоприятные условия для сельского хозяйства. средиземноморский климат, есть вода, малозатратное производительное сельское хозяйство дает большие излишки продукта -- общество может содержать значительные социальные группы, не занятые в сельском хозяйстве.
2. "перекресток миров", пересечение миграционных и торговых путей из Северной Африки, Ближнего Востока, Малой Азии и Средиземноморья -- причем на относительно небольшой территории. создается мощный торговый узел. при этом пестрота и перемещение этнических групп ограничивает людские ресурсы, доступные для строительства однородного государства.
3. сильные соседи, построившие государства совместимого экономического типа, и стремящиеся распространить свою власть. при этом нет одной постоянной силы, территория находится между сфер влияния и переходит из рук в руки как относительно единое целое -- сохранение внутренней культурной целостности под чужим административным контролем, малая значимость административной и военной элиты, высокая значимость жрецов и торговцев.
для начала достаточно, я думаю.
вообще, полезно сравнивать судьбы народов, находившихся в сходных условиях, анализировать сходство и различие их исторических условий. на основании этого можно делать предположения о причинах и общих закономерностях. например, некоторые из тех же факторов сопутствовали греческой культуре, от них можно отследить и сходные последствия, но были и серьезные отличия, все это можно разбирать до бесконечности.
культура формируется медленно, но и основные черты свои сохраняет дольше условий, которые ее сформировали. особенно, если новые условия требуют не полного отказа от, а трансформации, позволяя сохранить основы. культура, менталитет -- это механизм выживания этноса. консервативная штука.