Эта тема меня заинтересовала еще с момента как я прочел советскую книгу про Арктику и там был описан эпизод с крейсером Эдинбург. Видимо оттуда и растут корни у байки "Мы золотом заплатили за консервы"
Полагаю уважаемым форумчанам будет интересно узнать возможно новые для них факты по ленд лизу. Я постарался их как то систематизировать.
Букв много, сразу говорю, тема обширная.
Начнем со справки
Ленд-лиз (от англ. lend — «давать взаймы» и lease — «сдавать в аренду, внаём») — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.
Всего поставки по ленд-лизу составили около $50.1 млрд (эквивалентно примерно $610 млрд в ценах 2008 года), из которых $31.4 млрд было поставлено в Великобританию, $11.3 млрд — в СССР, $3.2 млрд — во Францию и $1.6 млрд — в Китай. Обратный ленд-лиз (поставки союзников в США) составил $7.8 млрд, из которых $6.8 млрд пришёлся на Великобританию и страны Содружества[4].
Одобренную схему предоставления военных материалов и оборудования взаймы Рузвельт сравнил со шлангом, переданном при пожаре соседу, чтобы пламя не перекинулось на собственный дом. Мне не нужно, чтобы тот оплатил стоимость шланга, заявил президент США, «мне нужно, чтобы он вернул мне мой шланг после того, как закончится пожар».
Если очень хочется ненавидеть - причина найдется
«В первую очередь этот ленд-лиз был выгоден самим американцам. Типично масонское хитрожопие. Развитие своего производства, сбыт продукта за золото, сохранение благостного имиджа борца с Гитлером и тп. Куда ни ткнись - везде выгода. И к раздаче поспели вовремя. На самом деле ценное самое было в поставках - тушенка и грузовики, это да. Хавчик и механизация. Боевую технику никто не хвалит ни из историков, ни из мемуаристов.»
- Кот_ученый, @ 20.5.2009, 22:56 httphttp://inoforum.ru/forum/lofiversion/index.php/t3288-50.html
Знакомому с историей известно, что Гитлеровская Германия и Сталинский СССР, беззастенчиво развязавшие Вторую Мировую войну в Европе, действовали по взаимному сговору. В 1939 году 33% экспорта из СССР направлялось в Германию, а вся советская пресса кричала о небывалой дружбе двух социалистических стран, плюющих на отжившие буржуазные демократии Запада.
В апреле 1941 года СССР подписал Договор О Нейтралитете с Японией, планировавшей откусить здоровенный кус Юго-Восточной Азии. Этот договор был необходим Японии в качестве страховки в том, что СССР не вмешается в планируемый ими конфликт с Соединёнными Штатами.
Предупреждения о грядущей гитлеровской операции «Барбаросса» – о нападении на СССР – поступали к Сталину из разнообразных источников, но так велика была вера Мудрейшего Вождя Народов в его друга Гитлера, что он отказывался им верить.
11 марта 1941 года Президент Рузвельт вручил советскому послу в Вашингтоне копию плана «Барбаросса», с риском для жизни выкраденную американскими агентами в Берлине. 10 июня англичане передали советским аналогичную информацию. Всё было напрасно: мудрейший из мудрых, кремлёвский усач отказывался верить, что кореш-пахан всадит и ему нож в спину - как водится среди преступников... В течение первых месяцев войны, после нападения Германии, в Кремле царили полнейшая паника и растерянность.
В эти месяцы Советский Союз потерял:
72% всех своих танков,
34% военных самолётов,
56% мелкого стрелкового оружия,
69% противотанковых орудий,
59% артиллерийских орудий и миномётов.
На территории СССР, оккупированной к ноябрю 1941 года, проживало до войны около 40% населения страны, там добывалось 63% угля, там выплавлялось 58% довоенной стали и 60% алюминия. С этой земли до войны собирали 38% урожая зерновых, на ней производилось 84% сахара, поголовье скота составляло 38%, свиней - 60% от общесоюзного поголовья, на этой территории находились 41% всех автодорог страны. (http://www.marxists.org/archive/duna...crats-fate.htm ).
Без помощи из-за рубежа Советскому Союзу было не продержаться.
После того, как германские войска пересекли советскую границу, Сталин обратился к Черчиллю и Рузвельту с просьбой о немедленной военной помощи.
Англия сразу же пообещала помощь.
США, хотя и не находились формально в состоянии войны с Германией, тоже согласились помочь.
Первые конвои с необходимыми для ведения войны материалами были отправлены Советскому Союзу ещё до подписания соглашения о лендлизе. Протоколы, определяющие поставку товаров лендлиза, были подписаны позже. Советский Союз согласился на выплату ленд-лизовских долгов после войны наличными или бондами, оговоренными условиями договора. Разговоры о выплате долгов ленд-лиза за счёт золотого запаса – ложь.
Организация доставки огромного количества товаров, затребованных Советским Союзом, оказалась очень непростым делом.
В 1941 году и союзники не были готовы к подобным операциям, и Советский Союз не был готов к приёму товаров.
К примеру, в августе 1941 года самый тяжёлый портовый кран в Мурманске мог подымать всего лишь 11-тонный груз. Англичанам пришлось в первую очередь поставить русским более мощный кран, без которого разгрузка судов была невозможной. Британскому Королевскому Воздушному Флоту пришлось также взять на себя миссию защиты Мурманского порта с воздуха от самолётов Люфтваффе. 151-я эскадрилья истребителей совершила перелёт из Англии в Мурманск и была расквартирована в Ваенге, в 20 милях от Мурманска в августе 1941 года. В её составе было 24 Hurricanes (15 дополнительных истребителей были присланы в разобранном виде морским путём и собраны на английской военно-воздушной базе в Ваенге).
Поставки Америки Советскому Союзу можно разделить на следующие периоды:
1."Пре-лендлиз" - с 22 июня 1941 года до 30 сентября 1941 года. Эти поставки не входили в лендлиз; прямые закупки внезапно затребованного СССР оборудования осуществлялись, как и любые другие срочные международные закупки, за золото.
2. "Первый период лендлиза" - согласно Протоколу, подписанному 1 октября 1941 года, эти поставки охватывают период начиная с 1 октября 1941 года по 30 июня 1942 года.
3. "Второй период лендлиза" - согласно Протоколу, подписанному 6 октября 1942 года, эти поставки охватывают период начиная с 1 июля 1942 года по 30 июня 1943 года.
4. "Третий период лендлиза" - согласно Протоколу, подписанному 19 октября 1943 года, эти поставки охватывают период начиная с 1 июля 1943 года по 30 июня 1944 года.
5. "Четвёртый период лендлиза" - согласно Протоколу, подписанному 17 апреля 1945 года, эти поставки охватывают период начиная с 1 июля - формально до 12 мая 1945 года, но поставки продолжались во время войны с Японией (в которую СССР вступил 8 августа 1945 года) по условиям Соглашения "Milepost" вплоть до капитуляции Японии 2 сентября 1945 года. С 20 сентября 1945 года все операции лендлиза были внезапно прекращены по требованию СССР, и Америке пришлось оставить уже переброшенные материалы в Англии.
(http://www.lexisnexis.com/documents/...etLeLeComm.pdf)
В приводимом ниже кратком списке перечисляются основные материалы, затребованные СССР в военное время и поставленные ему союзной Америкой согласно программе лендлиза с самого начала и до конца сентября 1945 года:
Самолётов - 14,795
Радарных установок - 2,626
Танков - 7,056
Джипов - 51,503
Грузовиков - 375,883
Мотоциклов - 35,170
Тракторов - 8,071
Пушек - 8,218
Пулемётов - 131,633
Взрывчатых веществ - 345,633 тонны
Стройоборудования - на сумму $10,910,000
Железнодорожных вагонов - 11,155
Локомотивов - 1981
Грузовых судов - 90
Судов - охотников за подводными лодками - 140
Торпедных катеров – 197
Фрегатов – 28
Подводных лодок – 105
Корабельных двигателей - 7,784
Продовольствия (консервов) - 4,478,000 тонн
Машиностроительного оборудования - на сумму $1,078,965,000
Стали – 2,3 миллионов тонн (этого количества стали достаточно для изготовления 70,000 танков Т-34)
Цветных металлов - 802,000 тонн,
Нефтепродуктов - 2,670,000 тонн,
Химических веществ - 842,000 тонн,
Хлопка и хлопчатобумажных изделий - 106,893,000 тонн,
Кожи - 49, 860 тонн,
Автомобильных шин - 3,786,000
Полевых телефонов - 245,000 (всего телефонов – 423,000)
Армейских сапог - 15,417,000 пар.
Напишу несколько подробнее о поставках вооружения.
Военные самолёты
Военные самолёты потребовались СССР прежде всего: без воздушного прикрытия наземные войска находились в полной власти противника. По ленд-лизу Советскому Союзу было поставлено 18% всего самолётного состава. Здесь важно иметь в виду, что значительная часть этиз поставок была осуществлена в самом начале войны, в критическое для выживания страны время. В целом, 20% всех советских бомбардировщиков были получены по ленд-лизу. Истребителей – 16%. Самолётов морской авиации – 29%. Некоторые модели были особенно популярными среди советских лётчиков: истребители P-39 Aircobra, бомбардировщики A-20 Boston и B-25 Mitchell, транспортные самолёты С-47, а также английские Kittihawks. В Россию было отправлено:
Истребителей P-39 Aircobra – 4719,
Истребителей P-40 – 2397,
P-47 – 195,
Истребителей Hurricane – 2952,
Истребителей Spitfire – 1331,
Двухмоторных бомбаржировщиков A-20 – 2908,
Бомбардировщиков среднего радиуса действия B-25 – 862.
(У меня нет точных данных о числе истребителей Kittihawk).
Снимок – разгрузка американских самолётов в Мурманском порту:
Многие советские пилоты стали Героями Советского Союза, летая именно на ленд-лизовских самолётах. Советская правительственная историография в течение долгого времени старалась скрыть или свести к минимуму важность полученных по ленд-лизу истребителей. Ещё в 1980-х годах правдивая информация об этом была полностью недоступна советскому читателю, которому рассказывали, что на американских и английских самолётах летали только «иностранцы». На снимке ниже – краснозвёздный Tomahawk II AH965.
Только сравнительно недавно некоторые из пост-советских историков нехотя начали признавать, что русские пилоты летали на ленд-лизовских самолётах, и летали весьма успешно. Напомню, к примеру, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, пилотировавшего P-39 Airacobra. На этом же самолёте летал дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка. Дважды герой Ворожейкин летал на истребителе Kittihawk. Вот ещё один ас – подполковник Матвеев, запечатлённый рядом со своим Kittihawk-ом в 1942 году в Плеханово:
Артиллерия.
Самыми необходимыми для СССР в начальной стадии войны были зенитные установки и противотанковые орудия. Срочные поставки этих вооружений включали:
37-мм противотанковых орудий – 35,
57-мм противотанковых орудий – 375,
37-мм зенитных орудий – 340,
40-мм зенитных орудий – 5400,
90-мм зенитных орудий – 240.
Танки и Транспортные средства
Первоначально поставлявшиеся в СССР танки были существенно хуже немецких. Тем не менее, они позволили хоть как-то заткнуть дыру в провалившихся фронтах. Союзники поставили по лендлизу 15% всех танков, использовавшихся бронетанковыми силами СССР, и что важнее всего – бОльшая часть этих танков пришлась на самое трудные первые годы войны. Было поставлено танков и транспортных средств:
Bren Carriers – 2336
M3 Halftracks – 900
M3A1 Scout Cars – 3092
M3A1 Stuart – 1233
Valentine – 3487
Churchill – 258
M3A3 Lee/Grant – 1200
Matilda – 832
M4A2 75mm Sherman – 1750
M4A2 76mm Sherman – 1850
Half Tracks – 820
Light Trucks – 151,000
Heavy Trucks – 200,000
Jeeps – 51,000
Tractors – 8071
Что касается американских грузовиков – во время войны говорили, что двигаться по украинской грязюке в направлении Германии могут только широко-колейные Т34 и американские грузовики фирмы Студебеккер. К концу войны из 665,000 автомобилей советского автопарка 427,000 составляли грузовики и джипы западного производства. Пусть читатель попробует представить себе, мог ли Советский Союз выиграть войну хотя бы без этих автомобилей, не говоря уже обо всём остальном!
Аммуниция и Взрывчатка
Союзниками было поставлено в СССР 317 тысяч тонн взрывчатки, в том числе 22 миллиона снарядов – это составляло более половины произведенной советской промышленность взрывчатки (приблизительно 600 тысяч тонн)!
В дополнение к этому союзники доставили по ленд-лизу 103 тысячи тонн toluene – сырья, необходимого для производсвта взрывчатки и снарядов. Для ускорения налаживания производства снарядов Советскому Союзу было поставлен также 991 миллион разнообразных гильз для снарядов.
Пути доставки
Доставка осуществлялась Арктическими конвоями, а также через Персидский Коридор и Тихоокеанский Путь.
Тихоокеанским Путём была доставлена почти половина товаров по лендлизу: кораблями с западного побережья США до Владивостока и оттуда по Транс-Сибирской ЖД. После вступления Америки в войну для доставки товаров этим путём использовались главным образом советские суда или суда под советским государственным флагом. Всё равно, Япония пыталась препятствовать доставке товаров по Тихоокеанскому Пути. Для доставки пассажиров и оборудования по воздуху использовался также воздушный мост Аляска-Сибирь, известный как Alsib.
К концу войны практически все советские танки были сделаны из высококачественной американской стали. Алюминия, доставленного по ленд-лизу в СССР (229 тысяч тонн), было достаточно для производства всех военных самолётов в течение двух лет войны. Да, не стоит забывать и о поставках продуктов питания в голодающую, разорённую войной страну, лишённую главных сельскохозяйственных районов: 3,8 миллиона тонн консервированной свинины, колбасы, масла, шоколада, яичного порошка и проч....
Перегон автомобилей более чем на 2,000 км через горы и перевалы, по дорогам и без них оказался делом чрезвычайно сложным. В пути происходила обкатка, а машины шли гружеными до предела - везли запчасти, оружие, продукты, медикаменты.
Титаническими усилиями за первую половину 1942 года удалось проложить по территории Ирана разветвленную систему дорог, построить пункты питания, отдыха и технической профилактики, наладить охрану колонн и мест стоянки, что было немаловажно - на дорогах свирепствовали банды и подстрекаемые гитлеровцами дикие племена кашкайцев.
Пока в Персидском заливе хозяйничали англичане, в СССР приходило 2000 автомобилей в месяц, хотя был установлен план - сдавать в день 120 машин.
В марте 1943 года надзор за Трансиранской железной дорогой и портами Персидского залива взяли на себя американцы. С середины года заработали сборочные предприятия в местечках Эш-Шуайба (на юго-западе от Басры, Ирак) и Андимешк, что на Трансиранской железнодорожной магистрали.
Сразу поток увеличился - с юга стало поступать до 10 000 автомобилей в месяц. Только автосборочный завод в Андимешке отправил в СССР около 78 000 машин - вот что значит американская технология масс-продакшн! Всего же южным путем СССР получил две трети лендлизовских автомобилей.
С удалением фронта от границ СССР этот путь потерял свое значение, и в 1945-м ленд-лизовские грузы пошли через Черное море. Сборку автомобилей в Иране и Ираке стали сворачивать, предприятия демонтировать. 15 октября 1944 года был выведен личный состав из советского военного лагеря в Эш-Шуайбе.
24 октября прекратили свою деятельность советские приемщики в Басре. В ноябре 1944 года были собраны последние автомобили в Андимешке, тогда же было ликвидировано советское представительство в Бандар-Шахпуре.
Обо всем этом в Союзе предпочитали помалкивать. Советские войска в Иране, военспецы в Ираке, иностранные автомобили в Красной Армии. Сложно все это и непонятно простому народу. Начнешь объяснять, придется вспомнить, что и в СССР работали аналогичные предприятия.
Например, Горьковский автозавод занялся сборкой американских автомобилей уже с ноября 1941 года. Даже когда летом 1943-го ГАЗ сильно разбомбили, работа продолжалась прямо под открытым небом.
В октябре 1944-го сборочное оборудование и техперсонал были отправлены в Минск, где заняли помещения отвоеванного у немцев авторемонтного завода "Даймлер-Бенц" (будущий МАЗ).
Первые 50 грузовиков этого предприятия пошли на фронт уже в ноябре 1944 года. Сборкой "лендлиза" занимались также московские ЗИС и КИМ - там же и ремонтировали вернувшиеся с фронта машины. Кроме этого, лендлизовской автотехникой занималось множество мелких предприятий.
Интересно, были ли посчитаны эти автомобили среди тех 205,000 штук, что согласно советской статистике выпустили наши заводы за военные годы?
Словом, так недалеко и до полной переоценки роли наших союзников в победе над Германией!
Хотите узнать, насколько русские благодарны Америке за вовремя пришедшую помощь?
Вот Вам цитата из ЖЖ:Обе жемчужины взяты в журнале развязного, болтливого пропагандона по имени Иван, [info]neirolog. Его пасквиль назван Ленд-лиз - вклад в Победу или средство наживы?"Ну так вот, в 41 г. никакого ленд-лиза не было, а за необходимые товары СССР платил золотом да еще и по завышенным ценам". Или вот ещё - "разбитый харрикейн, на такой рухляди советские летчики отказались летать":
Хммм... нажива?
Ну, что ж, поглядим, как и когда Советский Союз расплатился по ленд-лизовским долгам с пришедшими ему в трудный час на помощь западными союзниками, и сколько навара получили США от этой помощи.
К концу войны СССР выплатил Соединённым Штатам менее одной трети общего долга в 11,3 миллиарда долларов.
Оккупация Сталиным стран восточной Европы после окончания войны ознаменовала начало холодной войны. Тем не менее (согласно статье New York Times от 1947 года), США предложило Советскому Союзу settlement, скостив весь весь оставшийся долг за исключением 1,3 миллиарда долларов. Советский Союз заявил, что согласен выплатить лишь 170 миллионов.
Соглашение не было подписано, и на много лет всё застопорилось. СССР продолжал тянуть резину до 1972 года, когда инфляция доллара сделала все расчёты вполне анекдотичными. В 1972 году обе страны подписали, наконец, Соглашение о том, что СССР выплатит 722 миллиона долларов долга в рассрочку до 1 июля 2001 года. После развала СССР долг был унаследован Российской Федерацией и выплаты совершенно обесцененных долларов были закончены к 2002 году.
Форумчанам предоставляется возможность самим поразмыслить на досуге и о «жадных янки, нажившихся на руском горе», и о русском «честном слове»...
P.S. - я не буду вести дискуссий с заведомыми лжецами.
Напомню лишь, что Никита Хрущёв в знаменитом докладе на 19-ом Съезде Партии привёл слова Сталина«без лендлиза мы не могли бы добиться победы».— Из донесения председателя КГБ В. Семичастного — Н. С. Хрущеву; гриф «совершенно секретно» // Зенькович Н. Я. Маршалы и генсеки. М., 1997. С. 161—162Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии.
Для тех, кто хочет детально ознакомиться с историей – со всеми датами, цифрами и свидетельствами русских участников войны, порекомендую книгу: Russia’s Life-Saver: Lend-Lease Aid to the U.S.S.R. in World War II, by Albert L. Weeks, Lexington Books, New York, 2004.
used:
http://www.fuks.tk/R/news.php?extend.43
http://www.pseudology.org/razbory/Land_lease.htm