С тех пор, как я стал преподавать у студентов, которые уже точно принадлежали к другому поколению, нежели я (это случилось аккурат на рубеже веков-тысячелетий), я люблю фиксировать, что из культурного бэкграунда предыдущих поколений остается у последующих, а что теряется.
Я могу рассказать, когда и в каком поколении "ушли Стругацкие" и когда "пришел Пелевин", когда и до и каких пределов скукожилась культурное наследие питерского рок-клуба и когда пришел хип-хоп. Увы, ушли Ильф и Петров, Кортасар и Веничка Ерофеев. Но сохранились Ремарк (в отличие от Хемингуэя), "Мастер и Маргарита" и... Распутин (за последнего надо благодарить школьную программу, как понимаю).
Уже писал, что не вышла за пределы одной поколенческой волны "Игра престолов", но заполонил все поколения Гарри Поттер. Не зацепилось "Криминальное чтиво", но зацепился "Форрест Гамп". Пережили свое время "Брат" и "Бригада", но не пережили "Особенности национальной охоты", "ДМБ" и "Даун-хаус".
Недавно подтвердилась гипотеза, которую давно собирался проверить, да все забывал. "Пираты Карибского моря" сохранились. В полном объеме. Браво, капитан Джек-Воробей! Я сам не поклонник "Пиратов" (их "фэнтазийный постмодернизм" оскорблял мои чувства - человека, который провел детство с "Капитаном Бладом" под подушкой), но для культурологов это прям классная тема для исследования. Почему "Пираты" оказались такими стойкими? Что в них такого?
P.S. Поскольку Остап Бендер ушел, Джеку-Воробью современные преподы благодарны за то, что на его примере за секунду можно объяснять смысл понятия "трикстер".