Главное, дух наркома Ежова при этом случайно не вызвать - слишком уж увлекающийся был товарищ, который тоже стал гражданином.
Но в целом таки да. Как раз тот период, по которому так вздыхает Чадаев - это "непоротое дворянство" после дарования вольностей (в том числе отмены телесных наказаний, включая в учебных заведений - при Петре-то и княжичи розги самолично отведывали), без обязательности службы, со свободным выездом в другие страны и т.д. и т.п. С правами и льготами без обязанностей, за исполнение которых эти льготы даются по неписанному "общественному договору".
И с чудовищно низким уровнем общего образования - именно потому, что оно ни нахрен этим недорослям не нужно было. Ни для сохранения кожи на жопе, хотя бы даже.Причем уровень был низким сверху донизу - начиная с Николая Павловича. Что приводило государя-императора в уныние и отчаяние, а также в попытки создать в империи систему образования. И сделать его обязательным хотя бы для офицеров.
С "золотой молодежью" (и от нее ниже вплоть до ржавой никелированной) беда не столько в том, насколько элитные у них школы, преподаватели, методики обучения и т.д. и т.п., сколько в отсутствии мотивации для учебы. Разум есть приспособление к выживанию - а если выживать, толкаться локтями и грызть зубами не приходится, папа с мамой обеспечили сладкую жизнь и занялись своими важными делами, то и точить эти самые зубы о гранит науки незачем. Разве что от скуки
- или при наличии какого-то самостоятельно возникшего интереса, а то и таланта - Господь их раздает всем, и элитной молодежи в целом тоже перепадает. Соответственно проценту этой молодежи.
Элите, чтоб она воспитывалась, надо задавать правила игры, при которой для нее именно реальные знания, умения и их применение (а не диплом престижного ВУЗа и карьера с места директора специально созданной под дитё компании) будут обеспечивать элитное положение и все, им даваемое. Но... для этого нужны родители, готовые "мучать" своих детей, отнимать у них кусок и отдавать чужим, более способным.
Таковых же в нужном количестве не набирается - инстинкты (обобщенно) препятствуют. Природа не позволяет.
И особенно - "природа морских гадов"(с), пробивающихся и закрепляющихся в элитах.
Посему единственный природно обоснованный шаг для того, чтоб общество/популяция не проигрывало через поколение - ротация элит, со сбросом не желающего бороться за существование мусора. Но это противоречит основному тезису господина Чадаева, выпускника московской элитной школы- о том, что "золотой век" культуре (и вообще успех обществу) обеспечивает именно "высший класс" с его элитными детишками. Порода сама по себе. Небыдло.
![]()




Причем уровень был низким сверху донизу - начиная с Николая Павловича. Что приводило государя-императора в уныние и отчаяние, а также в попытки создать в империи систему образования. И сделать его обязательным хотя бы для офицеров. 
Ответить с цитированием