А дырка в животе у Пушкина - это просто дырка в животе у Пушкина. Напоминание о том, что талант и всё прочее, включая даже и правоту - отнюдь не гарантия исхода дуэли (на любом оружии) в нужную пользу.
Мифы о благородных шпагах, карающих подлецофф и прочая - это а) пережитки судебных поединков, на которых, как считалось, боги даруют победу именно правому, т.е. прав всегда победительи б) последствие чтения интеллигентами книжек (или просмотра фильмов), где Хорошие Парни всегда побеждают... а если кто и не победил - то хоть умер блааародно. А если ранен - то отлежался и дальше поскакал. Никакой вони из пропоротых кишок, никакой агонии на несколько часов, никакого острого перитонита вкупе со сложными переломами крестца, как у того же Пушкина...
Ну, а в "крапивинском" варианте вообще предополагается карать зло в виде чиновника - или соседа, лезущего без очереди - понарошку. Типа, я тебя ткнул, а ты должен устыдиться. А если в ответ схватился за швабру и начистил фехтовальщику морду грязной тряпкой - то фу, как неблагородно, мы с тобой больше играть не будем... а это высший позор - когда мальчики с тобой играть не хотят!
И - возвращаясь к теме школьного (и не только) образования и воспитания...
Вот это вот всё - с игрушками вместо реальной жизни - это всё то же культивирование инфантильности.Это выпуск из школы именно мальчиков, а не взрослых мужиков. Это подготовка дуэлянтов на сферических шпагах в благородном вакууме
- вместо мужчин-воинов.
Для какового воина оружием может стать хоть швабра, хоть половинка кирпича, точно запущенная в голову дуэлянту. И был бы у того ну хотя бы меч, как у моего сына сейчас в клубе- мог бы и отбить, а на шпагу кирпичи ловить - занятие не то что неблагородное, скорее неблагодарное...
Страшную вещь скажу, негуманистическую. Но реалистическую.
Школа должна готовить выпускников к жизни в мире, где существует и используется насилие.
Школа обязана готовить учеников к применению силы. И не "понарошку", чисто для спортивных поединков - а для выживания.
Группового/коллективного - в первую очередь.
И школа должна подготовить учеников к правильному применению силы. Контролируемому. Пропорциональному. Мотивированному. Законному. Не превышающему пределов. Но при этом - достаточному для защиты себя и близких. В реальных условиях.
Наука - куда более важная для будущего гражданина России, чем астрономия (выше пределов природоведения) или органическая химия.
Но, увы, ее почему-то не преподают...![]()