Мнэ, мнэ, мы точно об одном и том же произведении Крапивина говорим?
И я же не против САМБО, дзюдо, айкидо рукопашного боя. Я очень даже за!Рейка подалась и осталась в руке.
И в ту минуту, когда Серёжины враги думали, что он сломлен, побежден, уничтожен, в нем вспыхнула мгновенная радость. Радость силы и уверенности.
До сих пор он не думал об оружии. Но сейчас, ощутив под рукой деревянный брусок, он вспомнил все, что надо: Олега с рапирой, свечи, серебристый вихрь клинка. Вспомнил, как сам на пустыре длинной линейкой рубил колючие головки на высоких кустах репейника. Это было как вспышка. Он оттолкнулся левым локтем и кинулся к врагам...
И даже у нелюбимого мною бокса есть неоспоримые преимущества. Особенно для улицы, почему, собственно боксёры и рулят в определённых ситуациях. Умение и готовность получать по физии иногда гораздо важнее навыков кое-как давать.
В то же время самбистские и рукопашные навыки очень быстро ставят человека перед дилемой: нужно вот сейчас, в этой ситуации ломать человеку руку или выдавливать глаз?
И здесь больше имеет значения рефлексия, чем навыки.
Потому что очень зыбко всё. Не выдавишь, не сломаешь - есть шанс, что успеет наскочить вражеская подмога.
Относительно преподавания в школе практических аспектов выживания, я, в целом, согласен. Насчёт бесполезности длинного металлического гибкого прута, пусть даже и с тупым наконечником, не вполне.
Что же до "элитарности" - так разбивка подростков по компаниям, своеобразным клубам по интересам неизбежна.
И лучше как можно больше охватить этими "клубами" под присмотром "правильных" взрослых. А некоторые клубы даже очень сильно неформально подавить.
И имею в виду движение "околофутбола" в частности.
Потому как тягу к самореализации и самоутверждению через групповые драки, если уж есть такая потребность, тоже можно попытаться использовать на благо личности и общества.
Потому что ни разу не слышал о групповых драках воспитанников разных боксёрских клубов или секций рукопашного боя.
Что же до Крапивина в свете реформирования системы образования, то в "Мальчике со шпагой" есть несколько моментов, которые в принципе универсальны в процессе становления личности, в частности, мальчика.
Основной - это авторитет "воспитателя" - молодого мужчины, который воспринимает воспитанников, детей, всерьёз, инициирует во взрослую жизнь. Очень для многих таким становится спортивный тренер. Вот такую систему "воспитателей", направленную на формирование личности в первую очередь, и нужно ИМХО создать параллельно с системой предоставления образования, непосредственно знаний. А не загружать всем этим малоподготовленного учителя предметика, пастуха малолетнего стада.



Ответить с цитированием