Пора подвести итоги десятилетия "нулевых", поскольку они оставили Крым с рядом проблем, которые, если не приступить к их разрешению сегодня, способны взорвать ситуацию на полуострове уже в перспективе 1-3 года.
Во-первых, за эти годы в Крыму так и не произошло модернизационного рывка. По крайней мере, в курортной сфере, которая в последние годы получала живые деньги. По приблизительным подсчетам каждый курортный сезон приносил в Крым около 3-4 млрд. долларов. Конечно же, не все эти деньги оставались на полуострове, который живет на привозных продуктах, воде и товарах. Тем не менее, очевидно, что в Крыму аккумулировались значительные ресурсы. Более того, многие инвесторы из Германии, Литвы, Турции и других стран были готовы вкладывать миллиарды долларов в рекреационную сферу. Но запросы по откатам были такие, что инвесторы предпочли ретироваться несолоно хлебавши.
Почему же? Любая модернизация невозможна без рефлексии происходящего, без четкого понимания тех условий и факторов, которые позволяют осуществить рывок в развитии.
Увы, в Крыму (как и в Украине) нет такой рефлексии, точнее говоря, практически нет, поскольку есть светлые головы вроде Андрея Клименко из Ялты, неспешные ритмы крымской жизни пытаются соизмерить с глобальными процессами.
Происходящее в Крыму является в концентрированном виде выражением общеукраинских процессов и проблем. Только в виду того, что полуостров маленький, но находится на пересечении самых различных геополитических интересов, все происходящее здесь приобретает более острые и конфликтные черты.
Итак, модернизация провалена, но, как мы понимаем, не потому, что не было денег, как раз наоборот, их было более, чем достаточно, а потому что крымская элита так оказалась тотально поражена "кипарисной болезнью". Неурегулированность отношений в сфере недвижимости создали такой деловой и управленческий климат при котором долгосрочные стратегии не имеют никакого смысла. Поскольку никто не гарантирован о того, что завтра у него заберут землю или недвижимость, то основные мотивы чиновников и бизнесменов направлены на получение максимальной разовой прибыли. В этом плане логика действий владельца нескольких гостиниц и бабушки, которая сдает в аренду свою однокомнатную комнату в Ялте абсолютно одинаковы. И тот, и другая думают о том, как заработать побольше здесь и сейчас, а дальше хоть потоп. Следствием стала вилка между качеством и ценами, которая росла по мере того, как деградировала советская инфраструктура Крыма.
Модель "одноразового курорта" худо-бедно работала, пока западные банки через кредитную иглу надували пузырь в Восточной Европе. Это создавало иллюзию экономического роста без качественных изменений, но при этом часть граждан увеличила свои доходы. Как только начался экономический кризис, отдыхающие стали более внимательно смотреть на соотношение цена-качество. Как следствием поток желающих отдохнуть в Крыму начал резко снижаться.
Во-вторых, экономический кризис обострил социально-экономические проблемы на ЮБК, поскольку возник все более углубляющийся конфликт интересов между мелкой и средней буржуазией и местными властями, за которыми стоят представители крупного капитала.
Очертим его суть. При СССР на ЮБК существовала мощная перерабатывающая промышленность, которая обеспечивала местное население работой круглый год. После развала СССР эти производства деградировали и развалились. Все трудоспособное население массово ушло в сферу услуг, которая ориентируется на двухмесячный курортный сезон. Все остальное время эти люди живут на заработанное летом. Всего на ЮБК около 100000-120000 тыс. таких мелких буржуа - это торговцы сувенирами, владельцы мини-гостиниц, организаторы экскурсий, владельцы кафе, ресторанчиков и т.д. Вместе с работниками бюджетной сферы они дают львиную долю поступлений в местные и республиканский бюджеты. Например, в Севастополе 80% поступлений в городской бюджет идет с доходов физлиц. В Алуште и других приморских городах точно такая же ситуация.
Ограниченность курортного сезона приводит к "кипарисовой болезни", т.е. к стремлению максимализации прибыли любой ценой, не вкладываясь в будущее.
Проблему можно было бы решить за счет превращения Крыма в круглогодичный курорт. По такому пути пошли такие страны, как Турция или Болгария. Но Крым не пошел. Опять таки из-за той "кипарисной болезни". Поэтому, возникла ситуация когда де-факто экономика ЮБК носит моно-характер, которая очень чувствительна к экономической ситуации в мире.
Теперь посмотрим на интерес крупного капитала. Долгие годы спекуляции землей на ЮБК были наиболее эффективной формой приумножения капитала. Начался кризис и эта схема перестала работать. Однако, десятки и сотни гектаров земли, которую скупили большие и малые олигархи не может просто стоять. Капитал должен работать на свое приумножение -это один из основных законов капитализма.
Здесь есть два пути - пойти по турецкому пути и построить на ЮБК сеть гостиниц, развивая сегмент для среднего класса и выше среднего класса. Второй вариант, превратить ЮБК в VIP зону, некий аналог Ниццы в которой массовый туризм вообще не приветствуется. И в том, и в другом случае неизбежно сокращение потока туристов за счет увеличения качества их обслуживания. Как сказала на пресс-конференции в УНИАН Анна Герасименко:"Получается, ЮБК – для VIP-персон, для олигархов".
Осознанно или неосознанно, но
стратегия вытеснения больших потоков отдыхающих уже реализуется на ЮБК. К этому подстегивает сама логика бизнеса, которая хорошо видна на примере "Айвазовского" - чтобы к вам ехали, вы должны дать уникальные предложения плюс эклюзивный выход к морю. Вот почему
процесс "огораживания" в Крыму начал приобретать угрожающие черты. При этом сегмент отдыхающих ниже среднего постепенно перенаправляется в степной Крым в район Николаевки, Сак, Евпатории и т.д.
Отсюда становится очевидным, что острейшей проблемой для ЮБК становится проблема "лишних людей". Эта проблема не озвучивается публично, но реально она уже стоит в полный рост. Один из крупных политиков в частной беседе прямо сказал, что в Ялте такое "количество населения не нужно, поскольку она должна быть дорогим курортом". Действительно, кому хочется иметь под боком этот вечно недовольный плебс, который к тому же еще что то постоянно хочет. Такая политика "огораживания" в среднесрочной перспективе весь мелкий и средний бизнес неизбежно вытесняет из ЮБК в степной Крым или даже на материк. Здесь показательным будет туристический сезон 2010 года. Если он второй год подряд будет провальным (а по всем прогнозам он будет провальным), то на ЮБК произойдет люмпенизация трудоспособного населения со всеми вытекающими отсюда факторами риска.
В-третьих, все вышесказанное накладывается на этнический фактор. Крымские татары, как и остальные жители полуострова, также пытаются укрепить свои позиции на ЮБК, имея такой же экономический интерес. Но, относительно других социальных групп, которые находятся с ними в равной весовой категории они имеют важное преимущество - организацию. Хотя де-факто крымские татары имеют разные организации и разные течения, но каждое из них имеет большую сплоченность, чем все остальные. Если крупный капитал просто покупает свой интерес, то крымские татары его достигают за счет организации. Все эти противоречия подогреваются геополитической игрой разных акторов, которые делают ставку на те или иные социальные группы. При этом часто экономическому конфликту осознанно или неосознанно придают характер этнического, что резко увеличивает напряженность на полуострове. Все проблемы, на которые Киев закрывал 20 лет глаза, под воздействием кризиса начинают стягиваться в один "гордиев узел".
Многие считают, что после харьковских соглашений Януковича-Медведева ситуация на полуострове разрядится. Нам кажется, что это большое заблуждение, поскольку ряд процессов имеет самостоятельную логику на которую игры Москвы и Киева особо не влияют.
Сегодня же говорить о модернизации Крыма уже не приходится. На повестке дня, прежде всего, стоят вопросы стабилизации работы вдрызг расшатанного управленческого механизма автономии. Поскольку именно от этого зависит окажется ли Крым за роковой чертой уже в ближайшее время или нет.
В этом плане есть определенный пессимизм, поскольку в Крыму хорошо знают за какие шестизначные суммы продавались должности прокуроров, глав силовых ведомств в районах, глав РГА после президентских выборов. Такая феодализация Крыма отданного на откуп заинтересованным лицам вряд ли позволяет говорить о какой-то мощной вертикали власти в АРК. В этом плане, словесные перепалки между мэром Алушты и Совмином АРК о бесплатных пляжах выглядят абсолютно естественно. Как сказал один из депутатов поселкового совета Гурзуфа, "для нас инструкции из Симферополя или Киева носят рекомендательный характер". Поэтому местные власти приморских городок, поселков и сел дружно игнорируют указы сверху. Это было бы невозможно, если бы они не имели мощные силы прикрытия в Киеве, которые имеют собственный земельный интерес в каждом конкретном населенном пункте ЮБК.
В этом и есть суть того хаоса, который превратил Крым в "одноразовый курорт".