23 марта 2018 года американские СМИ опубликовали интервью с новым советником президента Трампа по вопросам национальной безопасности Джоном Болтоном.
Записано оно было до назначения его на пост, но уже после встреч с Трампом по этому поводу. В нём
Болтон предлагает единственный выход для Северной Кореи — полное разоружение по примеру Ливии времён Каддафи. Болтон подчёркивает, что встреча Трампа и Ким Чен Ына нужна для того, чтобы «упаковать их (Северной Кореи. — RT) ядерную программу».
Напомним, Ливия объявила о решении отказаться от своих программ по разработке оружия массового поражения в декабре 2003 года.
Этому предшествовала долгая работа администраций Билла Клинтона и Джорджа Буша — младшего, которая велась при посредничестве России и Великобритании.
Участвовал в переговорах с Ливией и сам Джон Болтон, занимавший в 2001—2005 годах пост заместителя госсекретаря по контролю над вооружениями. В 2004 году элементы ливийской ядерной программы были вывезены в США.
Через 7 лет началась военная операция НАТО в Ливии, за которой последовали свержение и убийство лидера страны Муаммара Каддафи и полномасштабная гражданская война. Тогда Джон
Болтон одним из первых призвал к войне в Ливии, назвав в качестве обоснования «стремление Каддафи обзавестись ядерным оружием».
«
У американцев как-то странно голова устроена, — прокомментировал в беседе с RT заявление нового советника Трампа востоковед, бывший российский дипломат Георгий Толорая. — Совершенно ясно, что северокорейцы такую логику не воспримут».
По словам эксперта, и другие деятели администрации Джорджа Буша — младшего, в частности Колин Пауэлл, с которым Толорая беседовал лично,
до сих пор убеждены, что ливийский опыт отказа от ядерного оружия положителен и привёл к интеграции страны в мировое сообщество.
«
По всей вероятности, Джон Болтон какое-то время пребывал в пространственно-временной дыре, потому что, когда в Ливии случилась «арабская весна», все стали задаваться вопросом: а случилась бы она, сохрани Каддафи ядерное оружие?» — отметил в интервью RT ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов. Он подчеркнул, что до 2011 года ливийский опыт действительно рассматривался как положительный и применимый к корейской ситуации, поскольку в глазах Запада руководство КНДР менее одиозно, чем режим Муаммара Каддафи.
«Но мы знаем, чем закончилась история с Каддафи. Ливийский урок, который выучили все: сдавать ядерную программу можно только как ЮАР — когда чётко понятно, что режиму уже крышка», — отмечает эксперт.
По мнению Джона Болтона, в обмен на сворачивание ядерной программы не нужно предоставлять Пхеньяну ничего — ни экономической помощи, ни мирного договора, который не был заключён со времён войны в Корее 1950—1953 годов.
«
Они должны быть счастливы, что встречаются с президентом Соединённых Штатов», — заявил американец.