Проблема эффективности русского движения как раз в том и заключается, что долгое время его база находилась либо в рядах «профессиональных русских», либо в болоте. Тому были объективные причины. С 1987 года перестроечная, а затем наци-пропаганда на Украине вбивала в головы немодность, непрестижность, невыгодность всего русского. Русские пытались мимикрировать под украинцев, сами отдавая детей в украинские школы и сами перекрещиваясь в «титульную» национальность (не случайно же в годы независимости постоянно наблюдался рост процента граждан украинцев и сокращение процента русских). Русские не вымирали быстрее. Они становились украинцами. Не все, но многие.

А затем и те, кто не сломался, но чувствовал себя единственным нормальным среди сумасшедших, и те, кто потихоньку «украинизировался» (и в глубине души стыдясь собственного предательства, пытался обвинить в своих бедах весь мир, переложив ответственность за свое решение на окружение, обстоятельства, власть, политиков и СМИ), постепенно маргинализировались. До недавних пор существовала опасность, что русское движение так и потонет в болоте. А потом болото осушат, а жаб и мышей сдадут на опыты.

К счастью, во многом в результате «национальной политики» Ющенко произошел русский ренессанс на Украине. Стихийно, без лидеров и лозунгов началось сопротивление оранжизму в 2004 году и продолжилось даже после публичной капитуляции Януковича и почти полугодовой прострации Партии регионов. Постепенно «антиоранжевое» движение становилось все более антинационалистическим и приобретало все более русский характер. Людям становилось понятно, что противостоять наци и их «оранжевой» идеологии можно только идентифицировав себя в качестве русского. Сегодня немножко украинец, завтра фашист. На этом пути очень трудно остановиться, с него почти невозможно свернуть. Мало кто, пойдя по кривой дорожке политического украинства, нашел в себе силы вернуться назад.

Сегодня русское движение находится на подъеме. Оно еще не достаточно влиятельно, а местами и вовсе не влиятельно, но, динамика его развития позитивна. Вонючее болото стало усыхать. Но оно занимает еще слишком большую площадь и мешает нам двигаться вперед. Более того, у болота нашлись убежденные защитники. Та часть населения болота, которая уже не способна вернуться к нормальной жизни на суше, панически боится потерять столь уютное место, в котором можно наслаждаться самоуважением и лицемерным восхищением десятка соседних жаб, абсолютно ничего не делая, ни за что не отвечая, ничем не рискуя.

Болото тормозит нас. Болото – хуже «оранжевых», хуже наци. Те враги, с ними все понятно, а болото – саботажники в собственном тылу. Вроде свои, а работают на врага. Болоту все равно не выжить. Слишком бурные общественные процессы идут по всему миру, не минуя и Украину, чтобы можно было безнаказанно отсидеться на своей кочке. Но болото способно еще долго отравлять нас своими миазмами, утверждая, что это и есть ключевая вода.

Чтобы вырваться из болота, надо убить в себе жабу. Товарищи всегда протянут руку, но браться за нее надо не перепончатыми лапками, а такой же человеческой рукой.

Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования
Источник: Версии
http://www.versii.com/news/244346/