Показано с 1 по 33 из 2541

Тема: Раздел Украины во благо украинцев

Древовидный режим

  1. #11
    Banned
    Регистрация
    27.12.2008
    Адрес
    Приазовье - Москва
    Сообщений
    20,549
    Записей в дневнике
    1
    Вес репутации
    0

    По умолчанию Украина на грани

    Государство живет, пока есть критическая масса людей, заинтересованных в его существовании. Если инерция существования Украины сохранится, то эта страна может остаться без государства.

    Это вовсе не восторг украинофоба и не троллинг во имя пресловутой идеи "Русского мира". Речь о совсем других, вполне приземленных и обыденно-очевидных факторах, не позволяющих закрыть на них глаза. Украина стоит на рубеже слома, и в любой момент в стране может наступить любое неожиданное развитие событий. 2012-й год во многом будет рубежным для государства – вопрос лишь в том, какой из наметившихся разломов станет катализатором ситуации. Как и в случае с перегретым паровым котлом – никто не знает, где может рвануть, но это не значит, что не рванет вовсе.

    Риск первый – экономический. В связи с кризисом страна оказалась в крайне неблагоприятной конъюнктуре: рецессия приводит к сворачиванию крупнейших мировых рынков, где продавались украинские товары. В первую очередь, речь идет о металлопрокате, спрос на который определяет стабильность страны. Предыдущий кризис 2008 года на Украине был спровоцирован именно падением экспорта в этой отрасли. Даже цены на газ, взлетевшие за последние семь лет с 50 до 500 долларов, не влияют на экономику страны так же сильно, как спрос на продукцию металлургов. Причем, судя по прогнозам, никаких подвижек к разблокированию "металлической проблемы" не предвидится, что де-факто может означать сокращение поступлений в украинский бюджет, рост безработицы и стагнацию в смежных отраслях.

    Вторая проблема связана с дефицитом внутренних ресурсов. Власти страны оказались неспособны заниматься созданием экономических локомотивов, которые смогли бы вытащить остальные отрасли из кризиса. Вместо этого последние два года запомнятся стране переделом сфер влияния. При этом у Украины остается резерв в виде крупнейших инфраструктурных объектов, вроде железных дорог и земель сельхозназначения, но, если судить по настроению правящего большинства в украинском парламенте, эти ресурсы тоже скоро могут "пойти с молотка".

    Все это накладывается на третью проблему страны — абсолютно нелогичную внутреннюю политику на Украине. Правящее большинство тратит средства бюджета не на энергосбережение или модернизацию отраслей, а на преференции крупному бизнесу и имиджевые проекты. На фоне списывания долгов частных компаний бюджету идет распил средств, выделенных на подготовку того же Евро-2012. В результате денег, потраченных на реконструкцию киевского стадиона "Олимпийский", хватило бы, чтобы утеплить половину столичных квартир, а вся политика в отношении малого и среднего бизнеса укладывается в логику нерадивого фермера: больше доить и меньше кормить. В результате власти сами отрезают себе возможности долгосрочных перспектив, оказываясь в цейтноте внутреннего дефицита развития.

    Не удивительно, что эта ситуация приводит к четвертой беде — падению легитимности правящего украинского режима. Рейтинг украинского президента даже в самом лояльном (и лишенном к тому же альтернативы Крыму) снизился до 23%. По большинству остальных регионов этот показатель не превышает 16%. Уже сегодня в случае президентских выборов Виктор Янукович проиграл бы выборы во втором туре Арсению Яценюку и Виталию Кличко. А разрыв между украинским гарантом и Юлией Тимошенко колебался бы в рамках статистической погрешности. Большая часть страны привыкла рождать запрос на социальный патернализм, но именно его перестала удовлетворять правящая Партия регионов, за счет проводимой последние два года в жизнь политики социал-дарвинизма.

    К тому же на Украине не осталось ни одного работающего социального договора между гражданами и элитами. Более того, ключевой мотив "пакта о ненападении" при тотальном одновременном дерибане "внизу" и "наверху" разрушен. Власти страны пытаются сохранить свои внутриэлитные коррупционные схемы, показательно борясь со взяточничеством на рядовом уровне. В итоге это привело к нарушению и без того хрупкого равновесия. Последнее наступление властей на пиратский до мозга костей файлообменник EX.UA показало, что игра в одни ворота украинским гражданам не по душе: под ударами народного гнева полегли правительственные сайты, а чиновники пошли на попятный. Такая тенденция в течение года приведет к тотальной делегитимизации элит, даже при сохранении их внешней легальности.

    А этот момент, в свою очередь, рождает пятый риск: внутриэлитной напряженности. В отношениях между президентом и крупнейшими олигархами, еще недавно выступавшими в роли оплота режима, наступает кризисный период. Число противоречий возрастает с каждым днем. К тому же президент заинтересован в поддержании остатков легитимности собственного режима, но скидываться на дождь социальных подачек у представителей крупного бизнеса нет желания. В итоге Виктор Янукович пытается не зависеть от своих прежних "заклятых друзей", активно продвигая в чиновничьи кабинеты свою собственную финансово-промышленную группу. Ее продвижение на политико-экономическом небосклоне проходит настолько агрессивно, что вызывает понятный протест у тех, кто привык считать себя хозяевами положения. В итоге государство и олигархи постепенно лишаются взаимной поддержки, что рано или поздно приведет к более-менее открытому конфликту.

    Если же это противостояние выльется в открытую плоскость, то вполне может стать сигналом для крупнейших внешних игроков, которые в последние полгода окружили Украину "железным занавесом". Именно риск внешнеполитической изоляции является шестым ключевым риском страны в 2012 году. Список черных меток, посланных Виктору Януковичу, уже явно не уменьшается в рамках одного абзаца. В числе последних – заявление Госдепа США относительно политических преследований в стране, доклад шефа американской разведки о "сворачивании демократических процессов в Украине", критическая резолюция ПАСЕ с требованием пересмотра дела Тимошенко и набирающая обороты торговая война с Россией. В разное время официальный Киев портил отношения с какой-то одной из сторон, но за двадцать лет он впервые умудрился поссориться со всеми.

    Это, в свою очередь, может привести к тому, что мировые игроки перестанут служить политическими буферами стабильности украинского государственного проекта. В результате, после грядущих парламентских выборов Украина окажется перед лицом социальных волнений, а правящий режим – без батута в виде института международных посредников. Накопившиеся противоречия могут найти самые разные формы выражения, включая самые неожиданные. Не исключено, что уже в 2013 году украинский государственный проект будет перезапущен (при оптимистическом развитии событий) или свернут (при пессимистическом). В случае форс-мажорных событий возможна и пролонгация существующего порядка вещей, но в любом случае это будет лишь логика затухания.

    Именно поэтому 2012 год будет годом перелома для Украины. Страна, балансирующая на грани, совсем скоро замрет в точке бифуркации, после чего будет решена ее судьба. Ей так или иначе придется двигаться по лестнице социального прогресса. Вопрос только вверх или вниз.

    Глеб Плотников
    http://www.rosbalt.ru/ukraina/2012/02/09/944038.html

    Борьба на предстоящих выборах пойдет не за создание провластного парламентского большинства, а за право приближенных к власти группировок участвовать в прохождении через парламент нужных власти решений, предоставляя ей голоса подконтрольных депутатов.

    В этом отношении избирательная кампания 2012 г. будет чрезвычайно похожа на парламентские выборы десятилетней давности. Верховная Рада, сформированная в 2002 г., с формальной точки зрения была полностью подконтрольна центральной власти. Но на практике президенту приходилось долго торговаться, добиваясь принятия наиболее важных решений. В конце концов эта система не сработала в самый важный момент: было сорвано принятие конституционной реформы, призванной снизить цену президентских выборов и обеспечить хотя бы относительную политическую стабильность в стране.

    Сегодня центральная власть вновь загнала себя в похожую ситуацию. С той лишь разницей, что в начале 2000-х наблюдался подъем производства, вызванный благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. А сегодня Украина, судя по всему, стоит на пороге тяжелого экономического спада.

    При этом в распоряжении президента и его ближайшего окружения нет механизмов, позволяющих хотя бы замедлить развитие кризисных процессов. Бедственное положение отечественного промышленного производства во многом связано с высокой ценой на газ. Но президент не может пойти на продажу ГТС. Это вызовет возмущение большинства украинской элиты, которая постарается превратить этот шаг власти в повод для массового протеста. Сохранить нынешнее состояние дел также невозможно. Столь высоких цен на газ не вынесут ни предприятия, ни местные и региональные бюджеты, ни рядовые потребители.

    «Газовая ловушка», безусловно, представляет наибольшую опасность для власти. Но она всего лишь следствие экономической модели, которая создавалась в интересах крупнейших собственников. В условиях кризиса они намерены с максимальной выгодой для себя использовать свое доминирующее положение в рамках существующей экономической системы. Это значит, что интересы средней буржуазии, малого бизнеса, наемных работников и малоимущих слоев в случае необходимости будут принесены в жертву ради спасения бизнеса ведущих олигархических группировок.

    Власть неизбежно окажется по одну сторону баррикад с олигархией, контролирующей большинство государственных институтов, поскольку любые шаги, направленные против олигархического господства, вызовут глубокий политический кризис и приведут к расколу правящего класса.

    Но помимо отдаленной угрозы стать заложницей противостояния олигархии с общественным большинством, власти угрожает непосредственная опасность, связанная с конфликтами между олигархическими группировками. Их выживание в период кризиса напрямую зависит от государственной поддержки: снижения налогов, предоставления дотаций и льготных кредитов, передачи в собственность прибыльных предприятий.

    Ресурсов, которыми располагает украинская экономика, может попросту не хватить для спасения всех олигархических группировок. В этом случае те из них, что почувствуют себя обделенными, могут попытаться шантажировать власть, используя для этого в том числе оппозиционные партии. А те, что окажутся благодаря близости к власти в наиболее благоприятном положении, приступят к масштабному переделу собственности, прикрываясь популистскими лозунгами или придавая своим действиям вид кампании по борьбе с коррупцией.

    И то и другое неизбежно завершится расколом правящей верхушки. В результате центральная власть будет опутана различными междоусобными конфликтами, что не позволит ей вести сколько-нибудь действенную борьбу с экономическим спадом.

    В средине 2000-х гг. в стране возник своеобразный «олигархический консенсус»: ведущие группировки распределили между собой наиболее прибыльные отрасли. Сегодня ситуация меняется: крупные собственники осознают, что сохранить свое нынешнее положение смогут, только добившись привилегированного положения благодаря поддержке центральной власти.

    Но у нее есть и собственные экономические интересы, которые часто идут вразрез с требованиями олигархии. При этом государственное руководство обязано заниматься решением проблем социальной сферы. А это заставляет его оказывать давление на олигархические группировки, принуждая делиться своими доходами с бюджетом. Подобная практика в свою очередь ведет к повышению роли правоохранительных органов, которые начинают выступать в качестве самостоятельного игрока, претендующего на долю в бизнесе если не общенациональных олигархических групп, то хотя бы предпринимателей, действующих на региональном уровне.

    Олигархического консенсуса больше не существует. Точнее говоря, он доживает последние месяцы. Это не значит, конечно, что в результате возникнет какая-то единая олигархическая оппозиция или ведущие группировки выдвинут политические требования. Но их интерес к оппозиционным партиям и политическим деятелям возрастет.

    Кроме того, средства для проведения избирательной кампании в мажоритарных округах могут получить популярные политики, не связанные с крупными политическими партиями. А это значит, что предвыборная борьба существенно обострится, а расстановка политических сил в будущем парламенте кажется крайне запутанной.

    Ситуация осложняется еще и тем, что избиратели утрачивают доверие не только к власти, но и к партиям «официальной оппозиции». Несмотря на все старания лидеров оппозиционных сил, массовые группы общества не видят в них представителей своих интересов.

    С одной стороны, это открывает дополнительные перспективы перед КПУ, которая таким образом получает значительную часть протестного голосования. В мажоритарных округах шансы появляются у местных общественных деятелей, не обладающих значительными финансовыми возможностями, но пользующихся известностью и уважением жителей избирательного округа.

    С другой — позволяет олигархическим группировкам заигрывать с националистическими партиями, прежде всего «Свободой». У нее появилась реальная возможность выйти за пределы Западной Украины, попытаться привлечь на свою сторону избирателей северных, центральных и даже южных областей. Впервые у политической партии, стоящей на открыто националистических (и даже нацистских) позициях, появляется перспектива благодаря умелому использованию социальной риторики выступить в качестве общенациональной.

    Усиление политических позиций националистов — самый неприятный вероятный итог предстоящих выборов. В остальном от них, по-видимому, не стоит ждать сколько-нибудь существенных изменений. Даже возможный успех оппозиции («Батьківщина», «Фронт змін» и УДАР потенциально способны получить больше голосов в парламенте, чем Партия регионов) не приведет к новой расстановке сил во власти, поскольку контролировать голосование по важнейшим вопросам на практике будут несколько олигархических группировок. Ситуация в стране зависит от того, как далеко зайдут их междоусобные конфликты, насколько глубокими будут взаимные противоречия.

    Победы и поражения отдельных группировок на внутриолигархическом фронте, конечно же, не имеют особого значения для жизни общества. Но их взаимное противостояние может привести к политическому кризису, который в условиях экономического спада и роста протестных настроений рискует принять особо жесткие формы. И только тогда в стране начнутся необратимые перемены.

    Дмитрий ГАЛКИН
    http://2000.net.ua/2000/forum/mnenie/78159
    Последний раз редактировалось Приазовец_; 10.02.2012 в 11:37.

  2. 2 Сказали спасибо Приазовец_:

    glava (10.02.2012), Олег из Донецка (10.02.2012)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •