Руководством Автономной Республики Крым принята «Стратегия экономического и социального развития АРК на 2011– 2020 годы. Будет ли она способствовать решению экономических проблем населения региона, не несет ли она в себе политического подтекста, ориентированного на евроинтеграцию с игнорированием очевидного значения России, которая является основным потребителем продукции структурообразующих отраслей крымской экономики и поставщиком критически важных сырьевых ресурсов. На эти вопросы ответили ведущие информационно-политическому порталу Геополитика.Ру ответили ведущие крымские эксперты (Анатолий Филатов, Наталья Киселева, Андрей Никифоров, Сергей Киселев), объединившихся вокруг «Русского экспертного клуба» (РЭКС).
Анатолий Филатов
1. В разработке Стратегии экономического развития АРК до 2020 года принимали участие в том числе и российские экономисты, как по Вашему мнению, учтены ли интересы российского бизнеса в данном документе?
Судя по авторскому коллективу Стратегии экономического и социального развития Автономной республики Крым на 2011-2020 годы, а именно такое её полное название, российские экономисты не вошли в число разработчиков. На начальной стадии этого проекта предполагалось участие известного российского экономиста С. Глазьева в качестве руководителя коллектива разработчиков, однако его установки на включение Крыма вместе с Украиной в единое экономическое пространство с Российской Федерацией испугали украинскую власть и её крымское ответвление. В результате среди авторов в качестве бутафории и рабочих лошадок одновременно представлены несколько учёных и философов, но в основном это крымские министры и чиновники, а также работники Национального института стратегических исследований при президенте Украины В. Януковиче.
Что касается учёта интересов российского бизнеса, то это, в первую очередь, должны обеспечивать законы, а не стратегии, тем более такие, каковой является рассматриваемая нами сейчас. Эта стратегия по своей сути декларативная и прожектёрсткая. Достаточно сказать, что в ней говорится о некоем «едином экономического пространстве черноморского субрегиона». Что это такое никто из экономистов, политологов и социологов сказать не может и он – «черноморский субрегион» видимо существует только в воображении автора или авторов этого «изобретения». В качестве ещё более показательного примера показной декларативности и пустого прожектёрства могу привести из этого документа таблицу на 11 странице, озаглавленную «Группирование территорий АРК по достигнутому уровню развития и имеющемуся потенциалу». Нигде не сказано по каким критериям это «группирование» осуществлялось и на основании каких показателей и параметров те или иные крымские регионы были отнесены к обозначенным в таблице уровням социально-экономического развития. Совсем непонятно как был определён потенциал того или иного региона.
Если же говорить вообще об интересах, то ни то, что российский бизнес, а всё крымское общество оказалось «за бортом». По-моему в этой пышной декларации, составленной по образцу типичного грантовского отчёта, был заложен чисто политический интерес нынешней крымской власти и отчасти украинской, которые произведя на свет документ на период аж до 2020 г. пытаются всех убедить, что она – эта власть – до этого срока продержится. Хочу сказать, что даже коммунисты, которые утверждали, что они «пришли всерьёз и надолго» свои планы и стратегии ограничивали пятилетками, максимум – семилетками.
2. Каковы оценки РЭКС визита В. Джарты в Брюссель и Лондон в мае 2011 года. Насколько данный визит соответствует реализации Стратегии экономического развития АРК?
Данный визит соответствует именно политической ангажированности Стратегии, о чём я уже сказал выше. К тому же, расшаркивание Джарты в Лондоне и Брюсселе перед западными бизнес-кругами, а главное перед англо-саксонским (в Лондоне) и западно-европейским (в Брюсселе) политическим истеблишментом показывает, что
вся Стратегия сводится лишь к примитивному поиску финансовых дотаций из ЕС и США.
Об этом со всей «пролетарской прямотой» сказал сам председатель Совета Министров Крыма Василий Джарты во время встречи в Брюсселе с еврокомиссаром по вопросам расширения и политики соседства Штефаном Фюле: «Территория Крыма почти равна территории Бельгии, а в Киев, где сконцентрированы дипломатические учреждения, – целая тысяча километров, прошу вас оказать нам помощь и поддержать наше обращение в страны ЕС об открытии на территории Крыма консульских представительств и, если это возможно, центров визовой поддержки. Если уже Крым рассматривается как пилотный регион сотрудничества Украины и ЕС, почему бы не сделать такой шаг? Для нас это очень важно».
Таким образом, если рассматриваемая Стратегия социально-экономического развития Крыма на 2011-2020 годы действительно лежит в основе действий крымской власти, предпринимаемых после её принятия (включая этот визит Джарты в Лондон и Брюссель), то она является, в лучшем случае, проевроатлантиченской, а в худшем – антироссийской.
Хотя, по существу, не туда надо ездить крымским политикам. Ездить надо в регионы Российской Федерации и там искать формы сотрудничества, взаимодействия, кооперации и интеграции. Достаточно сказать, что доля российского участия в экономике Крыма, по официальным данным, оценивается в 45-55 процентов, а основные доходы турбизнесу в Крыму приносят отдыхающие из Российской Федерации.
Мы видим, что и нынешняя украинская власть (с учётом того, что В. Джарты является ставленником В. Януковича в Крыму) продолжает порочную практику по ограничению сотрудничества с Российской Федерацией в социально-экономической, культурной и других областях.
3. Каковы на Ваш взгляд перспективы реализации программы «Поддержка совместной инициативы сотрудничества в Крыму». Не является ли данная программа в большей мере «политическим» проектом ЕС, направленным на расширение сферы своего влияния в Черноморском бассейне, нежели экономическим?
Собственно говоря, этот вопрос лишь акцентирует те положения, что были отмечены мной ранее. А по поводу «политичности» проекта ЕС отметился сам В. Джарты, который 13 мая этого года с европейским комиссаром по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле подписал соглашение о финансировании программы «Поддержка совместной инициативы сотрудничества в Крыму». «Для нас первичны не деньги, а сотрудничество. Соглашение – это мост между Крымом и Евросоюзом», – подчеркнул Василий Джарты, по сообщению официального Крымского информационного агентства. То же агентство приводит слова Штефана Фюле, который указал, что «Программа, которую мы начинаем осуществлять, только на первый взгляд ограничивается вопросами регионального развития. На самом деле она шире и обладает большим потенциалом». Не трудно догадаться, что Евросоюз этот потенциал видит не только в расширении своего влияния в Черноморском регионе и на Украине, но в целом в Восточной Европе. Недаром, должность подписанта со стороны ЕС связана с вопросами расширения, надо думать, что не телесного европейских чиновников, а именно территориального Евросоюза.
Особо хочу отметить, что в Севастополь планируется вложить из общей инвестиционной суммы 2 млн. евро «на привлечение иностранных инвестиций в экономику» города. Фактически эти средства будут направляться на создание экономической альтернативы Севастополю как военно-морской базы, т.е. альтернативы Черноморскому Флоту.
Что касается перспектив реализации этой программы, то будем ждать уже в недалёком будущем скандалов, так как Евросоюз должен в течение четырех лет направить 12 млн. евро на развитие Автономной республики Крым и Севастополя. Ведь крымско-украинская власть будет стремиться «освоить» эти средства по своей методике, а ЕС будет не только следить за корректностью реализации программы в её финансовой части, но и требовать политических дивидендов.
4. Существуют ли на Ваш взгляд у российского бизнеса перспективы реализовать свои интересы в АРК? Заинтересовано ли руководство Автономии в привлечении российских инвестиций?
Интересы российского бизнеса могут в полной мере реализоваться при достижении Крымом полноценного статуса автономии с необходимым административно-территориальным воссоединением с Севастополем, который сейчас выведен в прямое подчинение Киеву. То, что имеет сейчас Крым это урезанная автономия, права которой жестко регламентируются и ограничиваются украинской властью. Достаточно сказать, что между автономным Крымом и Украиной нет Договора о разграничении полномочий, Верховный Совет Крыма лишён права принимать региональные законы, в том числе в сфере экономического развития региона и т.п.
В силу этого задачи инвестиционной политики в Крыму определяются не в Симферополе, а в Киеве.
Сейчас российский бизнес в Крыму договаривается с украинскими чиновниками и различными группами влияния, в том числе этническими – еврейскими, крымско-татарскими, украинскими. Но он даже не предпринимает попыток и, более того, игнорирует взаимодействие с пророссийскими, русскими организациями. Следовательно, российский бизнес если и преследует какие-либо интересы в Крыму, то не российские и не русские, а свои групповые, олигархические. В качестве примеров я могу назвать деятельность таких российских бизнес-структур, как «ТНК», ВТБ, «Лукойл», НРБ Александра Лебедева.
5. Необходимо ли экономическим субъектам РФ, имеющим свои интересы в АРК создать общественное объединение, т. н. «Ассоциацию предприятий России», с целью лоббирования своих экономических интересов в регионе?
Безусловно, необходимо создавать структуры, которые могут артикулировать интересы и потребности экономических субъектов Российской Федерации самого разнообразного профиля и уровня. Более того, могу сказать, что в этом процессе российскому бизнесу есть на кого опираться в Крыму. Если европейский и американский бизнес искусственно создают различные общественные организации для своей поддержки, то российскому бизнесу достаточно просто установить взаимодействие с уже созданными естественным природным путём самоорганизации граждан организации российских соотечественников, которые как раз и создавались для работы с российскими регионами, в т.ч. с экономическими предприятиями. Я имею в виду созданный по инициативе Оренбургского землячества в Крыму (первого официально зарегистрированного российского землячества в Крыму) Союз российских землячеств Крыма. Само Оренбургское землячество вот уже несколько лет пытается «уговорить» и «Оренбурггазпром», и государственную администрацию Оренбургской области открыть в Симферополе своё представительство на базе Землячества. Пока всё тщетно. Даже активная и конструктивная поддержка этих инициатив генеральным консулом Российской Федерации в Симферополе В. Андреевым не даёт результата, хотя на словах и в письмах все (там, в Федерации) говорят «за».
6. Что, по Вашему мнению, является более выгодным для населения Украины и Крыма: Зона свободной торговли с ЕС или интеграция в ЕЭП?
Я уже ответил на этот вопрос в своей статье «ОДКБ и ЕЭП в качестве гарантов гражданской безопасности Украины» (См.: Национальные интересы Украины / Под ред. д.ф.н., проф. О.А. Габриеляна. – Симферополь: ООО «Энергия Дельта», 2007. – С. 47-63 или Центр содействия изучению геополитических проблем и евроатлантического сотрудничества Черноморского региона «НОМОС». Интернет сайт –
http://nomos.com.ua/content/view/150/72/ )
7. Имеется ли связь между политикой «дискриминации» русского населения АРК и нежеланием российского бизнеса вести активную экономическую политику в регионе?
Я думаю, что пока рано вести речь о полной дискриминации, хотя отдельные стороны её имеют место – взять, к примеру, аннотации к лекарственным препаратам, написанные только на украинском языке, что, безусловно, дискриминирует многих крымчан, особенно пожилых.
Что касается связи дискриминации русских и российским бизнесом в Крыму, то не столько дискриминация ограничивает активность российского бизнеса, сколько дистанциирование российского бизнеса от организаций российских соотечественников порождает дискриминацию русского населения Крыма.
Наталья Киселева
1. В разработке Стратегии экономического развития АРК до 2020 года принимали участие в том числе и российские экономисты, как, по Вашему мнению, учтены ли интересы российского бизнеса в данном документе?
Российские экономисты были анонсированы как одни из участников разработки Стратегии. В частности в качестве потенциального руководителя команды разработчиков был заявлен доктор экономических наук, академик Российской академии наук, глава Комитета по содействию внешнеэкономической деятельности Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Глазьев. Он даже встречался по данному вопросу с председателем Совмина АРК Василием Джарты. Но это было до выборов и с сегодняшних позиций выглядит как обычная «морковка» для крымского избирателя. После выборов в числе разработчиков Стратегии оказались члены Совета министров АРК, в котором всем руководит «макеевская» или «донецкая» команда, и Национальный институт стратегических исследований, который после президентских выборов возглавил верный политолог (в хорошем смысле этого слова) Партии регионов, также уроженец Донецкой области Андрей Ермолаев, окончивший в начале 90-х философский факультет и получивший квалификацию «преподаватель общественно-политических наук». Как политолог Андрей Ермолаев, на мой взгляд, является одним из лучших на Украине. Но его «экономический» послужной список, конечно, не выдерживает никакого сравнения с кондуитом Глазьева.
Интересы российского бизнеса в данном документе не учтены и не могли быть учтены, как, впрочем, и интересы бизнеса всех других соседних государств. Но вся беда в том, что в Стратегии не учтены интересы Крыма. На бумаге все красиво, но здесь можно согласиться с оценками того же Глазьева, который указал на «декларативный характер целевых показателей, отсутствие их обоснования» и неопределенность стратегических целей, «которые сформулированы как банальные принципы стратегического планирования».
2. Каковы оценки РЭКС визита В. Джарты в Брюссель и Лондон в мае 2011 года. Насколько данный визит соответствует реализации Стратегии экономического развития АРК?
В свое время на решение проблем в Южном Тироле еврочиновники выделили около 95 миллионов евро, а жителей в этой итальянской автономии чуть больше, чем в Симферополе. Так что говорить о «золотом дожде», который прольется на крымчан от обещанных 12 миллионов евро, было бы излишним.
В писывается ли визит Василия Джарты в программу реализации Стратегии? Вписывается, потому что в этот набор банальных деклараций можно вписать, что угодно.
Например, только до конца 2013 года, в результате реализации Стратегии, в Крым запланировано привлечь более 33 миллиардов гривен частных инвестиций, что в несколько раз превышает объемы, освоенные за все годы существования автономии. При таких инвестиционных планах уже в первом квартале текущего года объем инвестиций в АРК должен составить около 3 миллиардов гривен, но, по имеющейся информации,
Крыму пока не удалось заключить ни одного даже предпроектного договора. Не считая программы ЕС, но о ней еврочиновники заявили еще в 2009 году до президентских выборов на Украине, так что связывать эту программу с реализацией Стратегии нет никаких оснований.
3. Каковы на Ваш взгляд перспективы реализации программы «Поддержка совместной инициативы сотрудничества в Крыму». Не является ли данная программа в большей мере «политическим» проектом ЕС, направленным на расширение сферы своего влияния в Черноморском бассейне, нежели экономическим?
Перспективы любых европейских программ в Крыму, в том числе и этой программы, предусматривают реализацию исключительно европейских интересов. А европейский интерес в Черноморском бассейне, под какой бы вывеской он не маскировался, всегда носит политический характер. И здесь не лишним будет вспомнить слова Александра III, сказанные последнему российскому монарху, что «…в Европе друзей у России нет». А уж из этого предупреждения и вытекает подлинный смысл программы ЕС
4. Существуют ли на Ваш взгляд у российского бизнеса перспективы реализовать свои интересы в АРК? Заинтересовано ли руководство Автономии в привлечении российских инвестиций?
Перспективы есть, но насколько они реальны, судить трудно. Да и особой заинтересованности нынешнего руководства автономии в привлечении российских инвестиций не видно, что, впрочем, объясняется вектором, который определяет Киев. А Киев, хоть оранжевый, хоть посторанжевый, четко нацелен на европейскую интеграцию, вопреки всяким экономическим выгодам и тенденциям.
5. Необходимо ли экономическим субъектам РФ, имеющим свои интересы в АРК создать общественное объединение, т. н. «Ассоциацию предприятий России», с целью лоббирования своих экономических интересов в регионе?
Безусловно.
6. Как, по Вашему мнению, что является более выгодным для населения Украины и Крыма: Зона свободной торговли с ЕС или интеграция в ЕЭП?
Интеграция в ЕЭП выгоднее, но Киеву больше нравится Зона. Хотя от этой Зоны, если вообще можно об этом говорить в ближайшей перспективе, Украина получит столько же «выгод», как и от вступления в ВТО, то есть ничего.
7. Имеется ли связь между политикой «дискриминации» русского населения АРК и нежеланием российского бизнеса вести активную экономическую политику в регионе?
Дискриминацию русского населения Крыма можно даже не брать в кавычки, потому что она реальна, причем не только русских крымчан, но и всех русских граждан Украины. Но здесь вряд ли поможет активизация деятельности российского бизнеса в автономии, хотя она и не помешает, потому что вопрос о дискриминации русских крымчан должна ставить перед международными организациями Россия. Причем аналогичные прецеденты европейской истории известны. Например, населенные преимущественно шведами и оказавшиеся в составе финского государства Аландские острова, в решении проблемы которых принимали участие Финляндия и Швеция с участием Лиги Наций. Или уже упоминавшийся Южный Тироль, проблема которого также решалась с участием ООН на межгосударственном уровне между Италией и Австрией, т.е. между итальянским государством, в составе которого оказался Южный Тироль, и австрийским государством, в составе которого Южный Тироль находился несколько сотен лет.
Андрей Никифоров
1. В разработке Стратегии экономического развития АРК до 2020 года принимали участие в том числе и российские экономисты, как по Вашему мнению, учтены ли интересы российского бизнеса в данном документе?
Насколько мне известно, российские эксперты в разработке этого документа участия не принимали. Интересы российского бизнеса в перечень приоритетов разработчиков совершенно точно не входили. Впрочем, как и интересы социально-экономического развития Крыма.
2. Каковы оценки РЭКС визита В. Джарты в Брюссель и Лондон в мае 2011 года. Насколько данный визит соответствует реализации Стратегии экономического развития АРК?
Полностью находится в русле поименованной стратегии. В обоих случаях ( и в разработке стратегии, и в визите с Брюссель) главное – помпа, самопиар. В обоих случаях не стал бы говорить о какой-то практической значимости. Разве что – лично для премьера или некоторых конкретных персонажей из его окружения… Убежден, что стратегия социально-экономического развития АРК создавалась вовсе не для того, чтобы ее выполнять. Не думаю, чтобы крымский премьер в нее заглядывал перед вояжем в Лондон и Брюссель.
3. Каковы на Ваш взгляд перспективы реализации программы «Поддержка совместной инициативы сотрудничества в Крыму». Не является ли данная программа в большей мере «политическим» проектом ЕС, направленным на расширение сферы своего влияния в Черноморском бассейне, нежели экономическим?
Если инвестиционный фонд программы распределить между крымчанами (в т.ч. и севастопольцами) поровну, получится по 5 евро на человека: можно пива попить. Но – один раз. Поскольку канализация у нас сливает отходы жизнедеятельности в Черное море, влияние ЕС в бассейне после такого единоразового акта, несомненно, возросла бы. Но инвестиция будет вкладываться в течение 4 лет (по 1,25 евро на человека в год), так что за экологию Черного моря можно не волноваться. Можно не волноваться и крымчан: они этой инвестиции из ЕС просто не почувствуют. Ну а из Лондона Джарты, судя по всему, привез красочные наклейки на чемодан и магнитики на холодильник: уж больно дежурными фразами расписывает «исторический прорыв» в крымско-британских взаимоотношениях его пресс-служба.
ЕС, конечно, заинтересован в своей собственной игре в Восточной Европе, в т.ч. и с Украиной – ключевым государством региона. И Крым в этой игре может рассматривается как одна из модельных территорий. Но, похоже, европейцы или не могут развернуться из-за кризиса и внутренних проблем, или просто не умеют играть собственную геополитическую партию. По крайней мере, в заявках годичной давности, в тогдашних моральных кредитах новой украинской власти ощущался масштаб, никак не корреспондирующийся с 12 млн. евро.
4. Существуют ли на Ваш взгляд у российского бизнеса перспективы реализовать свои интересы в АРК? Заинтересовано ли руководство Автономии в привлечении российских инвестиций?
Определенные перспективы, конечно, имеются. Но климат для российских инвестиций не есть главная цель макеевской команды. В какой-то степени – даже наоборот. Она, прежде всего, ориентирована на инвестиции из украинского бюджета, которые активно «осваивает»: зарывает в землю, закатывает в асфальт, заливает в бетон и т.п. При этом российские деньги, конечно, возьмут с удовольствием, а вот усилению российского инвестора в Крыму будут противодействовать всеми доступными способами. Это надо иметь в виду и к этому надо быть готовыми: у потенциальных российских инвесторов должно быть достаточно политической воли – хотя бы потому, что определенная политическая воля будет их инвестициям противостоять.
5. Необходимо ли экономическим субъектам РФ, имеющим свои интересы в АРК создать общественное объединение, т. н. «Ассоциацию предприятий России», с целью лоббирования своих экономических интересов в регионе?
Думается, это было бы далеко не лишним. Даже если российские инвесторы не ощущают себя членами одной команды, их именно так воспринимают в высших эшелонах власти Украины, а значит – и в руководстве Крыма. У новой украинской власти (впрочем, как и у предыдущих властных команд) существует устойчивая фобия по поводу Крыма: они бояться его потери, ухода из состава Украины. Именно поэтому российские инвестиции не так приветствуются, как инвестиции иного происхождения, а государство Украина долгие годы предпочитало в Крым ничего не вкладывать. Сейчас кое-что дают «под Джарты», но РФ-фобия никуда не делась. Преодолеть ее легче совместными усилиями российских инвесторов, а не их действиями поодиночке.
6. Как по Вашему мнению, что является более выгодным для населения Украины и Крыма: Зона свободной торговли с ЕС или интеграция в ЕЭП?
Трудно назвать товар, которым современный Крым мог бы торговать на рынке ЕС. То, что там есть практически все, что может нас заинтересовать – половина дела: надо же что-то предложить взамен… А вот на рынках ЕЭП крымские товары и услуги шансы имеют, да и товары и услуги, необходимые Крыму, имеются. Ментально же крымчане, вполне определенно, более тяготеют к восточному соседу, а не к Западу. Сохранение связей с РФ для нас – один из устойчивых приоритетов, носящих иррациональный характер (хотя не стоит отрицать и рациональную составляющую сохранения этих связей). В идеале же виделась бы какая-то формула совмещения интересов ЕС и ЕЭП в Крыму. Не готов сказать, как, даже приблизительно, она могла бы выглядеть. Просто хочется иногда помечтать…
7. Имеется ли связь между политикой «дискриминации» русского населения АРК и нежеланием российского бизнеса вести активную экономическую политику в регионе?
Я бы не брал слово «дискриминация» в кавычки, поскольку она реально существует. Более масштабное присутствие российского бизнеса в республике, несомненно, способствовало бы социально-политическому усилению здесь русских позиций. Особенно – если бы активная экономическая политика российского бизнеса сопровождалась бы «гуманитарным прикрытием».
Сергей Киселев
1. В разработке Стратегии экономического развития АРК до 2020 года принимали участие в том числе и российские экономисты, как по Вашему мнению, учтены ли интересы российского бизнеса в данном документе?
Принятая Стратегия экономического развития АРК до 2020 года носит формально-декларативный характер и отражает внешний поверхностный взгляд на социально-экономические проблемы Крыма. В разработке этого варианта Стратегии российские экономисты участия не принимали. Сама Стратегия не стала предметом широкой дискуссии среди крымских специалистов, так как среди нынешнего руководства автономии (состоящего преимущественно из «варягов») существует устойчивое мнение, что специалистов их уровня в Крыму попросту нет. Это далеко не первая и не лучшая стратегия развития Крыма, не смотря на авторство сотрудников реанимированного Национального института стратегических исследований. Естественно, что интересы российского бизнеса – это самое последнее, что могло привлечь внимание авторов данного документа, поэтому найти хоть какие-то их следы в нем не представляется возможным.
2. Каковы на Ваш взгляд перспективы реализации программы «Поддержка совместной инициативы сотрудничества в Крыму». Не является ли данная программа в большей мере «политическим» проектом ЕС, направленным на расширение сферы своего влияния в Черноморском бассейне, нежели экономическим?
По моему мнению, в ближайшие полтора – два года на Украине произойдут такие серьезные (можно даже сказать фундаментальные) изменения во внутренней и внешней политике, что оценивать перспективы реализации конкретной программы для одного из 27 регионов страны не имеет смысла. Что же касается второй части вопроса, то я разделяю точку зрения о том, что программа «Поддержка совместной инициативы сотрудничества в Крыму» вследствие незначительности денежной суммы и практической бесполезности своего содержания имеет однозначно политический смысл, а не экономическое содержание. Реализация этого проекта очевидно направлена на переориентацию руководства автономии с «российского» направления на «европейское». Здесь следует подчеркнуть, что партийно-бюрократическая верхушка АРК самостоятельно не определяет никаких приоритетов во внешнеэкономической деятельности, поэтому любые зарубежные поездки первых лиц автономии следует рассматривать как часть внешней политики руководства Украины, в том числе и визит В. Джарты в Брюссель и Лондон.
3. Существуют ли на Ваш взгляд у российского бизнеса перспективы реализовать свои интересы в АРК? Заинтересовано ли руководство Автономии в привлечении российских инвестиций?
В существующих условиях (коррупция, налоговое и земельное законодательство, состояние инфраструктуры, количество и качество трудовых ресурсов и т.д.) крупные российские бизнес-проекты в Крыму не возможны, так как будут экономически убыточными и политически не желательными не смотря на все декларации руководства Автономии и комплиментарность к России со стороны большинства крымчан.
4. Необходимо ли экономическим субъектам РФ, имеющим свои интересы в АРК создать общественное объединение, т. н. «Ассоциацию предприятий России», с целью лоббирования своих экономических интересов в регионе?
Возможно, эта идея и не лишена смысла, но насколько это объединение может быть эффективным в регионе, являющемся в настоящее время весьма сомнительным с точки зрения бизнес-привлекательности? Я считаю, что Крым, как единственная целостная административная территория, утраченная Российской Федерацией за всю свою историю, требует особого подхода со стороны руководства России, причем не в форме устных деклараций и программ поддержки соотечественников, а в виде законодательно закрепленного «покровительства» со стороны российского государства, увязанного в единый пакет украино-российских отношений. Такая политика не будет противоречить международной практике и откроет возможность для подлинного экономического возрождения Крыма.
5. Как по Вашему мнению, что является более выгодным для населения Украины и Крыма: Зона свободной торговли с ЕС или интеграция в ЕЭП?
Если говорить об интересах большинства населения, то интеграция в ЕЭП однозначно более выгодна. Сегодня это понимают даже «евроинтеграторы», которые все равно не откажутся от «европейского выбора» как главного условия своей политической легитимности в глазах Запада.
6. Имеется ли связь между политикой «дискриминации» русского населения АРК и нежеланием российского бизнеса вести активную экономическую политику в регионе?
По моему мнению, дискриминация русского населения Крыма интересует российских предпринимателей еще меньше, чем политическое руководство Российской Федерации.