Градоначальник вместо мэра
Валентина СИМКОВИЧ (Киевские ведомости, № 77, 1 июня 2010)
Все пока идет к тому, что Черновецкий войдет в историю как последний избранный населением мэр Киева. И столичным городом будет править назначенный с Банковой начальник - так сказать, губернатор столицы. Уже озвучено, что в Администрации президента и с кандидатурой на пост председателя КГГА определились. Это Владимир Рыбак, "проверенный член партии и профессиональный хозяйственник, он сможет взять город в свои руки".
КТО б спорил - Киев, который трещит по всем инфраструктурным швам, надо срочно брать в руки. Уже ведь и метро под угрозой остановки.
Однако как-то не дается мать городов русских в руки сильной власти. Назначили сюда постоянного представителя Николая Белоблоцкого (вообще беспрецедентный случай, чтобы надсмотрщика назначали в столицу), так ему не удалось с первого раза даже провести через Киевсовет оптимизацию своей вертикали - структуры КГГА. И кто взбрыкнул - ладно бы бютовцы, а то ведь молодая депутатская команда вроде бы лояльной к Регионам фракции Блока Черновецкого.
При желании новая власть нашла бы возможность сместить Леонида Черновецкого с обеих его должностей (выборного городского головы и назначаемого президентом председателя КГГА), есть за что.
Однако на Киеве регионалы споткнулись таки серьезно - у большой и сильной партии ну нет такого человека, который мог бы победить в борьбе за мэрское кресло. Поэтому они, с одной стороны, ведут переговоры с теми политиками, которые могли бы победить, например, с Виталием Кличко. А с другой - готовят реформу местного самоуправления (законопроект Лавриновича) с упразднением мэра как явления в одном отдельно взятом столичном городе. Вместо городского головы предлагается председатель горисполкома, избираемый депутатами Киевсовета из своих же рядов. Основные же властные полномочия согласно тому законопроекту получит председатель КГГА, который и будет настоящим хозяином Киева.
Первый путь, по мнению, многих экспертов, ничего не даст.
Собственно, проходных кандидатур в мэры Киева только две - Виталий Кличко и Сергей Тигипко, которому киевляне давно симпатизируют (согласно опросам, сейчас за него как за мера проголосовало бы до 40% жителей столицы). "Но Тигипко регионалы вряд ли отпустят в свободное плавание, - сказал Игорь Попов, отвечая на вопрос "Ведомостей" о столичных раскладах. - Он сейчас пребывает в состоянии монгольского космонавта - летать можно, но приборы трогать ни в коем случае нельзя".
А вот Кличко на Банковой уже предлагали выбираться после принятия нового закона о столице, однако он нашел неприемлемыми некоторые условия, ведь, например, все заместители мера будут регионалами. "Сегодня Кличко отказался, а завтра может согласиться, если найдут компромисс", - допускает коллега Виталия по Киевсовету Валерий Карпунцов. Но, по мнению Игоря Попова, дальнейшие переговоры с Кличко результата, скорее всего, не принесут, "потому что для Партии регионов это интересно, но не так интересно для Кличко быть таким сателитом для ПР, вряд ли он станет настолько лояльным".
Так что, считают многие эксперты, регионалы выберут все таки второй путь - голосование новой редакции закона о столице, где будут отменены прямые выборы киевского городского головы. По прогнозам, этот законопроект может быть принят уже в июне. А на основании этого нового закона можно ожидать и назначения на то же 31 октября внеочередных выборов в Киеве - только не мэра, а нового состава горсовета. Этот сценарий представляется самым вероятным и Владимиру Фесенко, руководителю центра политических исследований "Пента". "Тут интересный еще один момент, - то ли шутя, то ли всерьез добавляет он. - Помните Черновецкому дали три месяца на исправление ситуации в Киеве? Так вот дэдлайн для него наступает в июне".
Однако урезание прав местного самоуправления в Киеве, говорит Фесенко, вызовет очень серьезную критику как внутри страны, так и за ее рубежами. "Почему в других местах мэра будут выбирать прямыми выборами, а в Киеве - депутаты? Чем это объяснить? Особым статусом столицы? Вроде оно так, но Украиной подписана Европейская Хартия местного самоуправления. И нам, между прочим, уже заметили по поводу Севастополя - город есть, мэра нет. А когда в столице большого европейского государства выбирают мэра не прямым голосованием - как-то оно не по-европейски", - говорит Владимир Фесенко.
Регионалам ли не понимать, как все это смотрится из Европы, ведь им не только контролировать ситуацию и потоки хочется, но и выглядеть мудрой и спокойной силой. Обратите внимание, как изменилась риторика и публичное поведение Виктора Януковича. Он уже и экономику с чувствительной женщиной сравнивает, и на протесты львовские реагирует, как на выходки тинейджера - ничего страшного, "мы живем в демократической стране и должны быть готовы к таким вещам". Поэтому трудно поверить, что регионалы, купающиеся сейчас в своем всевластии, как пляжник в лучах солнышка, в здравом уме вызовут на себя шквал критики да еще за наступление да еще на вольности самоуправления.
И может случиться, что Владимир Рыбак дан будет Киеву регионалами не на ссору, а чтобы взять столицу по-любви. Назывались ведь разные кандидатуры на КГГА - и Валерий Пустовойтенко, и Василий Горбаль, и Юрий Мирошниченко, и Елена Лукаш. Но, пожалуй, из "проверенных членов партии" Владимир Васильевич - тот единственный человек, который мог бы при желании понравится матери городов русских. Был бы хорошим "отцом" - метро строил, по крайней мере, снег зимой убирал. Он мудрый и тертый политик - основатель партии Регионов, между прочим. Толковый хозяйственник - был и мэром Донецка в нелегкие, кстати, времена, и министром ЖКХ. Умеет работать с гоноровым бизнесом, что немаловажно, в городе, где горсовет сплошь из миллионеров. Так что, если бы Рыбак поработал годик-полтора руководителем КГГА, а при этом мэром столицы оставался Черновецкий с его выходками, то киевляне сами бы побежали голосовать за регионала. Может, на то и рассчитано? Или я крещатикский мечтатель?
Плюсы и минусы разделения властных полномочий
Прощай, самоуправление!
1. Практически будет уничтожено городское самоуправление, дарованное ему еще с Магдебургским правом. Киевляне и так мало влияют на происходящее в городе, а при новой структуре власти влияние сведется до минимума. Вполне возможно, это не заденет малообеспеченные слои, которые и так мало получали от демократии, но средний класс это не устроит.
2. При дележе полномочий госадминистрация захватит бюджетообразующие сферы - землепользование и управление коммунальным имуществом. Отодвинутый от кормушки Киевсовет (которому все же останется, очевидно, некое право вето на решения КГГА или ее главы) значительно потеряет в возможностях и авторитете, маргинализируется и перестанет представлять интерес для бизнес-структур, которые начнут решать вопросы по Киеву на Грушевского и Банковой.
3. Основные финансовые потоки из столицы пойдут наверх, в крайнем случае, средства будут оставаться в городе для обеспечения Киевом столичных функций. А это значит, проблемы рядовых горожан будут решаться, как говорят, по остаточному принципу.
4. Несет угрозу такой расклад и культурному ландшафту города. Поскольку градоначальник не будет отвечать перед громадой за свои действия, и скорее всего, не будет не только киевлянином, но и просто связанным с Киевом, то во главу угла будет поставлен чисто рациональный подход к застройке города. Начнется массовая передача исторических зданий из коммунальной в государственную собственность под многочисленные госучреждения.
5. Киев перестанет быть зоной политического плюраллизма. До сих пор городские мэры, выбирая какую политическую силу поддерживать, все же оглядывались на мнение киевлян. При назначаемом сверху градоначальнике в городе практически воцарится однопартийность. Митинги в центре, как и политическую наружную рекламу запретят, съезды нежелательных партий и общественных организаций будет настоятельно рекомендовано проводить где-то за городом. Центральные улицы будут окончательно переданы крупному бизнесу и банкам, а народные гуляния вытеснят на окраину.
Конец политическим разборкам
1. В городе, наконец, закончится непрекращающаяся политическая борьба партий и финансовых групп за обладанием Киевом, бесконечные выборы и перевыборы, что даст возможность сосредоточится на плановом решении коммунальных проблем.
2. Будет покончено с грабежом киевской земли и собственности в интересах одной семьи, временно захватившей мэрское кресло. Земельная мафия если и не будет уничтожена, то поставлена под жесткий контроль центральной власти и возможно, станет меньше беспредельничать.
3. Появится шанс, что наиболее запущенные проблемы столицы будут решаться с помощью общенациональных программ. Речь идет, например, о мостах через Днепр, объездных дорогах, вокзалах и аэропортах. Под гарантии центральной власти охотнее будут работать в городе иностранные инвесторы.
4. Горсовет покинут любители земельного дерибана, и на сессиях наконец начнут обсуждать не только земельные вопросы. Возможно, в представительском органе меньше станет "смотрящих" от бизнеса и освободится место для людей действительно представляющих интересы городской общины. Возможностей у них будет меньше, но если у Киевсовета останется исполнительный орган, это позволит решать давно перезревшие вопросы коммунального обслуживания, ЖКХ, муниципального транспорта, здравоохранения, экологии.
5. При концентрации власти в руках городского губернатора, горисполком возможно сконцентрируется на контрольных функциях, станет островком свободы в городе, а значит должен будет больше опираться на поддержку населения, политических партий и общественных организаций. Иными словами, придется приблизиться к народу.
6. Существующие райсоветы перестанут представляться конкурентами, а превратятся в союзников. Возникнет насущная необходимость развивать территориальные советы и прочие формы низового самоуправления.