Вместо предисловия.
В середине 70-х я закончила музыкальную школу. Выпускной праздновали в ДОФе. Сначала - концерт, потом банкет в ресторане во внутреннем дворике. А потом, пошли бродить по городу. От ДОФа поднялись к штабу флота, и пошли по улице Советской. В классе у нас училась девочка. Когда мы почти дошли до пл. Ушакова, она предложила: «Давайте посидим во дворе моей школы». Это было мое первое знакомство с двориком 3-й школы. И школа, и дворики потрясли своей необычностью и романтизмом. Подумала, что учиться в такой школе могут только самые достойные дети, скорее, небожители.
Вот этот дворик. Спустя 30 лет он все такой же.
Девочка поступила в муз. училище, а я была принята на ее место в 3-ю школу. Это было наказанием за своеволие. В этом же году я, почти с отличием, закончила 8-й класс, а документы в 9-й не подала, некогда было стоять после выпускного в очереди для подачи документов. Собака у меня болела, надо было ее на Дергачи вести. В те годы там была единственная вет. клиника. Через 3 дня меня отправили к бабушке в Ленинград. Что меня заставило взять с собой все документы, до сих пор не пойму. Кажется, просто забыла их выложить из сумки, с которой поехала. И была у меня светлая мечта: стать стюардессой международных линий. Романтики хотелось, манили просторы земные и небесные.
Как я умудрилась поступить в училище гражданской авиации – отдельная тема. Короче, когда приехали родители, я гордо объявила о своем решении, что тут началось, страшно вспоминать. Документы из училища родители забрали и конвоировали меня домой. Чтобы неповадно было, и голова была занята делом круглосуточно, отдали они меня в 3-ю школу.
Первые впечатления.
108 ступенек вот по этой лестнице:
И передо мной – здание школы:
Нет, это не школа, это храм знаний, я не смогу… Это зАмок английский…
Второй этаж:
Балкон на 2-м этаже. На нем размещали духовой оркестр, под звуки которого выпускники проходили в актовый зал.
Первый этаж – младшие классы, лестница в «английское» крыло.
Лестница:
Из обычной школы я попала в совершенно другой мир. Мир, где дают знания первоклассные учителя, где за знания уважают, а не дразнят зубрилой. Мир, где учителя не только давали знания, но и являлись образцом интеллигентности. Мы подражали им и стремились стать похожими. Встретившись через много лет, мои одноклассницы нашли в моей речи обороты и интонации нашего литератора Людмилы Кузьминичны Бурдиной, а у сына – шутки в стиле его любимой учительницы химии Крестьянниковой Эллы Сергеевны. Эллочка, так мы ее звали между собой, до сих пор преподает, здоровья ей!
Первые уроки.
До перехода в 3-ю школу я была, почти, отличницей. Уроки делала за час, давалось все легко и просто. А тут, что ни день, то известная картина маслом – опять двойка. Ладно бы только английский, но литература, химия, история. Промучившись со мной месяц, родители наняли для дополнительных занятий бывшего преподавателя 3-й школы Серафиму Владимировну. Прекрасную учительницу, которой я бесконечно благодарна. Постепенно, я стала понимать английский язык, который при поступлении в училище, сдала на отлично, не говоря, про пятерку в предыдущей школе. Можно сказать, что Серафима Владимировна вернула мне интерес к жизни и к учебе.
Самым страшным ударом была двойка за сочинение по литературе. Грамотность 5, содержание 2 с комментарием: «это не твои мысли!!!!!» Тут что, еще и мыслить надо? Я же все правильно, как написано в критической литературе изложила-а-а-а-а!!!!!
Спасибо Людмиле Кузьминичне, которая с необычайным артистизмом и юмором научила нас мыслить, анализировать прочитанное, которая с удовольствием выслушивала наше мнение, организовывала целые диспуты. Однажды, директор зашла на шум во время урока в кабинет литературы, а у нас спор до хрипоты от имени литературных героев - целый спектакль по ролям разыграли. Вы можете себе представить, что можно, затаив дыхание слушать «Старуху Изергиль» или наслаждаться поэзией Маяковского? Людмила Кузьминична увлекала нас любым произведением, которое читала вслух. Тишина в классе была невероятная – это был театр одной актрисы, а ведь она была всего лишь учителем литературы. Кличка у нее была ласковая, кошачья – Кузя. Возможно, не только из-за отчества, но и из-за необыкновенной грациозности, плавно переходящей в артистизм.
Смолов Евгений Иванович – физик. Его знаменитые выражения не раз обыгрывались на школьных вечерах, последних звонках и выпускных вечерах. «Голова дана человеку, чтобы думать, а не только шапку носить». Про электричество: «Видите фразу в учебнике: ток идет? Зачеркните ее. Ток не может ходить» Учебники физики у нас выли исчерканы от первой до последней страницы. Когда я пришла в школу, ему было глубоко за 60. Но он на велосипеде колесил по свету, рассказывал невероятные истории. И физику преподавал отлично.
Продолжение следует