Обозревая события, происходящие на Западной Украине, помимо обыденных уже указов местных городских советов, «визитной карточкой» которых является весьма затейливый образ мышления, следует отметить растущее число самых разнообразных «школ» якобы традиционных для Украины боевых искусств. Которые, при всей комичности своего содержания, заслуживают достаточно пристального внимания в контексте мировой истории. В сегодняшней статье мы постараемся обосновать и причину подобного интереса, и потенциальные последствия всяких западноукраинских экспериментов в области костюмированной танцевальной акробатики.
Военная культура как исторический аспект самосознания
Наряду с процессами глобализации мировой экономики, информационных потоков и идеологических концепций, в последнее время по всему миру и, в частности, в Европе сильно возрос интерес к национальным культурным ценностям. Причем смело можно полагать этот интерес реакцией на «размывание» уникальных национальных черт.
Одним из важнейших элементов традиционной культуры любого народа являются так называемые боевые или воинские искусства. Так уж получается, что чем больше история народа связана с конфликтами, войнами и борьбой за выживание с представителями другого вида хомо сапиенс, тем большую роль в его культуре, эпосе, мироощущении занимает всякое воинственное событие. А зачастую победы, поражения и всё, связанное с ними, – является одним из основных столпов самоидентификации. За примерами далеко ходить не надо: Победа в Великой Отечественной и отношение к таковой в последние годы является достаточно выразительным рубежом между «нашими» и «чужими».
Но это, так сказать, глобально. Если спуститься с цивилизационных высот на уровень ниже, то легко заметить, что традиции воинских искусств неразрывно связаны с культурой, ментальностью и ценностным багажом того или иного народа. Пожалуй, наиболее ярко эта взаимосвязь проявилась в Китае и в Японии середины прошлого столетия.
Китайские борцы с «чужеземными чертями»
К концу XIX века Китай занимал не слишком завидное положение страны, чьё былое величие было целиком разрушено иностранными державами. По устоявшейся традиции, Поднебесную опутали огромным количеством унизительных договоров. От Китая была отторжена часть Маньчжурии, Гонконг, Сингапур, Тайвань. По всей стране возникали места компактного проживания иностранцев, на территории которых китайские власти фактически не имели никаких прав. После того, как Китай «открыли» торговцы из США, согласно очередному договору именно иностранные купцы устанавливали торговые пошлины и цены на внутренние китайские товары. Находящийся в откровенной технологической и индустриальной «дыре» Китай не только был стопроцентной колонией, он ещё стремительно терял традиции, религию и жизненный уклад.
Активная часть китайского общества нашла спасение (не в первый раз, надо отметить) во всестороннем развитии своих боевых искусств. Именно китайские виды единоборств отличаются невероятным количеством ритуалов, тесно связаны со всей структурой общества вообще – от каллиграфии и музыки до религии, медицины и даже кулинарии. Большинство исследователей признаёт, что такое пестование национального уникального достояния, вплоть до того, что ритуал и канон становятся важнее, собственно, прикладного аспекта, – вызвано именно реакционным желанием сохранить идентификацию в условиях полнейшего культурного засилья пришельцев.
Одновременно такая нестандартная практика сохранения национального культурного достояния вызвала одно из крупнейших восстаний не только в истории Китая, но и всей Азии, которое на Западе получило название «восстания боксёров». В Китае же оно именовалось более длинно и красиво – ихэцюань («кулак во имя справедливости и гармонии») или ихэтуань («отряды справедливости и гармонии»). Основным активом и ударной силой восставших стали школы «традиционных боевых искусств» ушу, находящиеся в весьма причудливом взаимном проникновении с разнообразными религиозными сектами. Основным мотивом восстания была запредельная ненависть к иностранцам самим по себе и ко всему иностранному и чужому, в том числе и к технологическим проявлениям западной культуры. Сами же иностранцы считались воплощением злых духов, которые питаются душами китайцев.
С самого начала всех «боксёров» объединял пафос священной войны с поработителями Китая, которых без разбора национальностей и континентов именовали «чужеземными чертями». Учитывая то, что у центральной власти Китая никаких рычагов давления на иностранцев не было, то зачастую руководство отдельных провинций негласно поддерживало восставших, стремясь хоть как-то таким образом противостоять экспансии «длинноносых». Восстание, конечно, провалилось, однако оно стало прародителем возрождённого позже китайского национализма, что ещё позднее привело к национальной революции.
Японские гармонизаторы подорванного духа
Ситуация в Японии после поражения во Второй мировой войне была во многом аналогична, хотя состояние умов и было вызвано иными причинами. Поражение Японии в войне принесло тяжелейшие испытания и натуральный шок японскому народу. Рушились вековые моральные ценности вместе с духовным превосходством японцев над «варварами». Священная миссия сынов Ямато по установлению цивилизации «куда достанем» также не прошла проверки временем. Японский снисходительно-пренебрежительный национализм сменился в одночасье полным внутренним опустошением и отчаянием. Положение усугублялось американской оккупацией, которая содержала в себе комплекс мер по изживанию воинственности и самурайского духа. Было запрещено всё, что содержало самурайскую символику, вплоть до выступления традиционного театра. Армия была превращена, по сути, в полицейские силы.
В первые послевоенные годы все общественно активные силы Японии были озабочены проблемами морального и нравственного вырождения. Пышным цветом расцвела преступность, наркоторговля и проституция. И, как это было и у континентального Китая за полстолетия до того, задачу по сохранению морали и нравственных ценностей взяли на себя мастера боевых искусств. Создатель айкидо Морихеи Уэсиба прямо называл одной из целей своего детища восстановление гармонии народа, утратившего свои корни и связь со всей вселенной. Созданный в 1954 году центр Ёсин-кай стал одним из важнейших культурных центров всей страны. И до сих пор во всех японских проявлениях боевых искусств присутствует непременнейший традиционализм, отступление от которого полагается дурным тоном.
Весь мир не исключение
Конечно, во всём остальном мире воинские искусства не были настолько тесно связаны с самой сутью общества. Хотя ошибочно полагать, что лишь у азиатов есть подобная склонность к разнообразным способам подобных состязаний. Первые упоминания о соревнованиях по борьбе, например, на территории Ирландии относятся аж к 1800 году до нашей эры и были, согласно сказаниям, проведены ирландским вождём с непроизносимым именем Лунгхламфхада в честь своей матери Тайлте. А в XIX веке эти состязания были использованы в целях сближения ирландцев и англичан.
Традиции Британских островов не так известны как восточные, однако разнообразной борьбы там хватало, специалисты насчитывают не менее 20 названий вроде «кумберлендского и вестморлендского стиля» или «корнуолльской борьбы», первое упоминание о которой встречается в 1139 году в Historia Regum Britanniae. И каждая такая «борьба» недвусмысленно ассоциировалась с местностью, строго определённым графством или конкретным кланом, её практикующим. В Скандинавии происходило примерно то же самое, люди исповедующие приверженность шведской «gripaon» не причисляли себя к соплеменникам тех, кто практиковал исландскую «glima». Борьба «глима» со всеми её правилами была официальнейше отображена в исландском Своде законов 1281 года, как важный с национальной точки зрения фактор.
Традиции подобного рода имелись у всех без исключения народов мира: от русских «городошных боёв» до борьбы эвенков. Полное отсутствие отличных от охоты упражнений и ритуалов известный русский путешественник Сундаков обнаружил только у аборигенов самых диких углов Амазонки. Во всех остальных местах подобные занятия формируют личность, прививают этические нормы, дисциплину, выстраивают иерархичность. А, зачастую являются и вполне конкретным политическим инструментом, как уже упоминалось ранее, доступным для «своих» и запретным для «чужих». Речь идёт не только об Азии: император Рудольф II в конце XVI века официально запрещал христианским учителям фехтования обучать евреев. То есть, опять-таки, воинское дело недвусмысленно формировало личность в рамках определённой идеологии. Тут можно развить мысль описанием той эволюции боевых искусств, которая происходила в годы становления Советского Союза, но это тема по своему богатству вполне достойна отдельной статьи.
«Боевая культура вавилонян была взята у шумеров и их надднепрянских предков»
Итак, современная Украина. Якобы традиционным для данной местности искусством рукопашного боя отдельными инициативными товарищами полагается так называемый «боевой гопак». То есть, вот тот живописный танец, который так любили показывать творческие коллективы из УССР на всесоюзных праздниках самодеятельности, имеет, дескать, сугубо прикладной и даже мистический смысл. Не имея никакого желания останавливаться на неочевидном прикладном аспекте данной физкультуры, мы лучше рассмотрим более отвлечённые понятия. Просто потому, что любой интересующийся предметом человек способен составить понимание о «ценности» «боевого искусства древних козаков» уже по иллюстрациям в учебниках Пилата.

Во-первых, как и в Китае XIX века подобные школы гопаков – иногда так и тянет назвать их сектами – пропитаны самым что ни на есть махровым национализмом, который, однако, создаёт ощущение некой однобокости. Например, Верховный Учитель Боевого Гопака по фамилии Пилат не скупится на четкое позиционирование друзей и врагов каждого своего последователя.
Пилат на полном серьёзе утверждает о появлении козаков в X веке. Впоследствии эти «козаки» развились в «защитников первой в мире демократической конституции». Также Пилат не менее «аргументировано» обвиняет Москву в создании подконтрольных казацких организаций, всяческих обидах и недостаточной популярности детища господина Пилата. Более того, Россия «науськивает казаков Запорожья на крымских татар», а «российские спецслужбы ведут переговоры» с последними, уговаривают оторвать Крым от Украины и создать автономную крымско-татарскую республику в составе РФ. Да и вообще, Россия всё время своего существования, с X (?) века начиная, видела свою цель исключительно в изничтожении украинских козаков. То есть, кто юноше в шароварах исконный враг – уже понятно. Напротив, поляки и украинцы – два братских народа, уверен Пилат. Поляки поняли, что поступали несправедливо, пытаясь покорить Украину. «А в сознании русских не произошло малейших перемен». Ох уж эта политика двойных стандартов...
Во-вторых, некая сумятица в голове Верховного Учителя устойчиво транслируется и распространяется в мозгах учеников. Например, Верховный Учитель – одновременно язычник и добрый христианин. Причем язычество у него имеет своим истоком диаспорного профессора Шаяна, того самого, что из Лондона повествовал о сакральных значениях украинского гербового трезубца. Вокруг пилатового воинства крутятся все санскритологи Украины, которые добивают своим творчеством остатки логического и критического восприятия неофитов. Отрывки из книги Пилата, добрая половина которой способна послужить делу психиатрии или служить основанием для дела уголовного, цитировать в больших объёмах смысла не имеет, книга Пилата полностью соответствует изученным ранее образчикам подобного творчества.
«Ориньякская эпоха (40 000-23 000 лет до Р. Х.) ознаменовалась бурным культурным развитием нашего общества». Клятые москали-кроманьонцы уже тогда, в неведомую официальной историографии эпоху, обижали протоукров. Анализ происхождения слова «гопак» приводит автора к элегантному в своей необоримой дуболомности выводу: «Мифологическая сущность корня-слога «Го» скрывает в себе огромный пласт информации, которая подтверждает мысль, что именно Украина была колыбелью человеческой цивилизации». Каково? Странно, почему не Пилата назначили директором Института Национальной Памяти, он бы вполне подошёл по диагнозу на роль руководителя. Помимо санскрита, который был занесен протоукрами в Индию, предки Пилата обогатили и иные народы. «Боевая культура вавилонян была взята у шумеров и их надднепрянских предков». «Пришлись по душе грекам и Олимпийские игры, а с ними и весь пантеон богов».
Все ли в порядке с головой?
Украинская история преподносится в виде непрекращающихся горестей и геноцидов по всей Ойкумене, кои были осуществлены, так или иначе, русскими. «Разлад между древними украинскими племенами на территории Италии – трагическая страница в истории украинского народа». Главное горе древних украинцев было, как считает Пилат, вызвано христианством. «Христианство разрушило первооснову мировоззрения воина... Страх перед грехом во имя спасения собственной души («не убий») парализовал волю к борьбе с врагами украинского народа». Учитывая фамилию автора – весьма гармоничный подход к делу.
Как следует поскорбев душой о коварстве разрушителей древнеукраинского язычества, автор обрушивается на врага сегодняшнего: «с раннего детства я знал, как жестоко обокрали нас московиты, как оболгали москали нашу историю; как миллионы украинцев уничтожали только за то, что мы – украинцы – являемся правопреемниками Киевской Руси, за то, что мы во все века добивались торжества правды». Думается, помимо трудов по санскриту юный Вова Пилат изрядно штудировал по ночам расовые теории ведомства Гиммлера. Маниакальная тяга москалей к зверствам объясняется плохой генетикой: «На мой взгляд, ответ надо искать в памяти крови московитов. Гены андрофагов (которым приписывали даже людоедство) и сегодня доминируют над примесями славянской крови».
То, что доныне сберегли греки – это суть язык и культура протоукраинцев, правда, частично трансформированная через греческий менталитет. «Переосмысливая способности характерников (казаков-полубогов в мифологии Пилата) сквозь призму современного мировоззрения, можно твёрдо сказать, что казакам была известна магия, телекинез, левитация, телепатия, гипноз, суггестия». Более того, Верховный Учитель планировал в начале июня провести уникальное мероприятие. «Этот фестиваль уникален ещё и тем, что впервые за 25 лет моей работы я выставляю на свет Божий школу. Приедут уникальные люди, имеющие сверхъестественные возможности», – отметил Пилат, объяснив, что эти люди умеют не только лечить от тяжёлых неизлечимых болезней, но и обладают необычайными физическими способностями, например, «могут долго двигаться без усталости и незаметно». Жаль, не довелось посмотреть на отряд суперказаков, незабываемое, должно быть, зрелище пропущено.
Далее следуют программные документы. Владимир Пилат призывает: «Соберите все богатства и всё золото мира. Станьте владыками бытия, и этим вы прославите Украину». Помимо неуёмного стяжательства и жажды неконтролируемой наживы Пилат пропагандирует: «Я призываю вас стать теми, чей взгляд всегда ищет врагов своей Отчизны».
По утверждениям самого Пилата, таких вот шарящих глазами в поисках врагов насчитывается на сегодняшний день порядка 10 000 человек. Большинство из них выглядят откровенными клоунами, вроде школы
«Шаблезуб». Те же филиалы секты Пилата, которые являются признанными в гопаковском сообществе, например школа имени Ивана Богуна, заставляют плакать не над графическим оформлением. Судя по наполнению сайта, комплектуется школа Богуна людьми, не склонными к мыслительной деятельности вообще. Цитаты из истории школы и её «покровителя». №1: «Любимец своего народа, ревностный защитник его интересов, он до последней минуты был непоколебим в своей борьбе за независимость Украины и умер как герой». №2, соседнее предложение: «Его жизнь подобна вспышке молнии. Неизвестно где и когда он родился, как погиб и где похоронен». Неизвестно как и где, но героически умер, одним словом...
Болезнь прогрессирует
Таким образом можно констатировать следующее. Если пан Пилат не врёт, то на Украине его стараниями выращено 10 000 человек не знакомых с элементарными логическими построениями, зато любящих всей душой древнюю родину и презирающих людоедов-московитов. За столь успешную деятельность Виктор Ющенко успел пожаловать Пилату орден Мазепы. Естественно, время и место уже не те, восстание ихэтуаней в разноцветных шароварах вряд ли стоит ожидать. Однако факт наличия своеобразной индустрии по формированию агрессивно-антирусской когорты граждан с дикой кашей в голове и шароварами на теле отрицать тоже недальновидно. В самое последнее время восторженные последовательницы Пилата, вооружившись трудами санскритологов и ничем не ограниченной фантазией, оперативно «воссоздали» древнее боевое искусство амазонок. Естественно, в вышыванках, зато с серпами и прочим сельскохозяйственным инвентарём. Так что болезнь прогрессирует, разлагающе действуя на неокрепшие подростковые умы.