Здесь у нас с Вами первое серьезное расхождение. Но, кажется, не единственное. В моем понимании социальная группа, называющая себя интеллигенцией, состоит из людей, причастных к образованию и культуре (в том самом первом смысле слова, о котором Вы напомнили в предыдущем посте). В моем понимании эта социальная группа состоит из людей, которым Солженицын дал довольно меткое название "образованцы". Вы и сами далее вспомнили это солженицынское определение. Это, на мой взгляд, и есть та "прослойка", которая называлась "советской интеллигенцией". Отдельные представители этого сообщества могут быть интеллигентными людьми или не быть ими, но к советской (или - ныне - российской) интеллигенции они принадлежат независимо от личной интеллигентности. Можно сказать, что это ортогональные проекции.
Думаю, что Вы действительно неправильно поняли - не знаю, всех ли форумчан с похожей на мою позицией, но относительно моей это так. Профессионализм в какой-то области человеческой деятельности действительно является в моем понимании одной из особенностей интеллигентного человека. Но лишь "одной из". Это, как говорят математики, условие необходимое, но недостаточное. Кроме этого, интеллигент должен обладать еще и приличным набором других качеств. Я могу сейчас, пытаясь перечислить какие-то из таких необходимых качеств, сморозить глупость - хотя бы потому, что раньше не задавался целью дать их безошибочный перечень, а полагался на интуитивное понимание. Так что прошу заранее меня простить, если где-то сглуплю. Но мы, как я понимаю, сообща ищем некую зону будущего согласия, то есть ведем поиск, а в таком поиске ошибки допустимы, а часто и неизбежны.Может я не вполне правильно понял, но при чтении данной ветки у меня сложилось впечатление, что "защитники" понятия интеллигент так или иначе вкладывают в него смысл - образованный, знающий свою профессию человек. Но ещё раз повторюсь, для человека, обладающего данными качествами давно существует свой термин - профессионал.
Короче, попытаюсь перечислить хотя бы самое основное, что отличает интеллигента от и образованца, и от просто профессионала в какой-то конкретной области человеческой деятельности.
Во-первых, такой человек должен обладать широким диапазоном общей культуры. Что, на мой взгляд, заключается не в большом наборе знаний о физических понятиях или особенностях игры того или иного актера, отличиях стиля барокко от стиля модерн или фамилиях знаменитых архитекторов, а в умении отстаивать принятыми в культуре способами свою позицию при свободе для собеседника иметь другую позицию, в стремлении защитить слабого, не отнимая при этом у него личной свободы, в защите традиций своей культуры и отсутствии беспричинной агрессивности к чужим культурам. В моей личной системе определений я бы сказал, что интеллигентный человек должен быть скромен, но не должен быть застенчив. Разница между этими лично моими понятиями очень легко видна из следующего тезиса: скромный человек не возьмет чужого, а застенчивый не возьмет и своего.
Интеллигентный человек очень хорошо чувствует ту культуру в которой он воспитан (даже при отсутствии какого-то особого образования). Он просто не может быть ей чужд. Он может стремиться исправлять какие-то конкретные детали, элементы этой культуры, если сочтет их мешающими ее дальнейшему развитию, но никогда не совершит покушения на ее основы и не позволит покушаться другим. Если надо - то и с применением силы.
Далее. Интеллигентный человек стремится повышать свой потенциал, причем не только в узкопрофессиональном диапазоне (как это часто бывает у профессионалов - вспомним "узкого специалиста" у К.Пруткова). Интеллигентный человек бывает рад помочь увеличить потенциал окружающих его людей (не только семьи), но при этом старается избегать насилия там, где это возможно. При этом там, где насилие действительно необходимо, он тоже не умоет рук. Интеллигентный человек постоянно учитывает знаменитую заповедь Гиппократа "не навреди", причем не в медицинском смысле, а в любых своих жизненных проявлениях.
Ну и, пожалуй, главное: интеллигентный человек этичен в самом высоком смысле этого слова.
Можно еще многим дополнить то, что я бы отнес к качествам, делающим того или иного человека не просто профессионалом или интеллектуалом, но именно интеллигентом, но мне кажется, что для затравки сказанного достаточно, чтобы понять, что я говорил вовсе не о просто профессионалах и уж тем более не о "творческой интеллигенции" в привычном понимании.