Вот выдержки из постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 января 1933 г. «Об обязательной поставке зерна государству колхозами и единоличными хозяйствами».
Это постановление уже не имело воздействия на собственно голод 1932/33 г. Тем не менее, прежде чем слушать бабушек на тему «все выгребли», следует предметно представлять обязательства крестьян и колхозов по сдаче зерна государству.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Мы видим, что с 1933 г. принцип сдачи зерна меняется: теперь каждый крестьянин заранее знает, сколько ему нужно будет сдать независимо от урожая. Здесь явно влияние негативного опыта предыдущих хлебозаготовок.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Недавно некоторые украинцы высказали точку зрения, что на Украине даже палка даст урожай, поэтому, мол, неурожая в 1932 г. быть не могло. В этом аспекте вопрос: 2,5-3,1 центнера зерна с одного гектара это для хлебной житницы Украины напряжно? Кто-нибудь знает урожайность зерновых на Украине в среднем в те годы при том уровне техники и удобрений?
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Как видим, единоличникам твердые задания не вновь: так и государству проще и крестьянам не стоит бояться несовпадения мнения инстанций об их урожае с урожаем реальным. Запомним эти 5-10%, на которые единоличник должен был сдать зерна больше, чем соседний колхоз. Это размер того экономического рычага, которым советская власть подталкивала единоличников к вступлению в колхозы. На мой взгляд, рычаг вполне умеренный. Особенно, если вспомнить стандартный либеральный тезис, что единоличное хозяйство намного эффективнее колхозного (с лошадкой против трактора).
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Местная власть имела возможность повысить обязательства по сдаче зерновых, но в пределах 2%.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
В очередной раз центральная власть строго указывает, что не нуждается в добровольно-принудительном перевыполнении плана. Крестьяне это постановление естественно прочитали, и я не представляю себе каким образом кто-то из местных «леваков» мог заставить крестьянина сдать лишнего. В свете этого постановления он был бы обвинен в политическом преступлении (искажение линии партии и прочее). Оно ему надо было?