Как ни странно, но уже первые два дня предварительного судебного рассмотрения дела стали достаточно информативными в этом смысле, благодаря изложения видения обвиняемой стороны.
Наконец сформулировано, что именно, по мнению госпожи Тимошенко, было главным фактором давления России на Украину в январе 2009 года. Это – угроза техногенной катастрофы украинской ГТС, которая возникла в результате отключения газа российской стороной.
По свидетельствам Тимошенко, является подтверждение профессиональных специалистов ГТС, что если бы в то время не были возобновлены поставки российского газа в систему, она могла разрушиться и вызвать непредсказуемые катаклизмы. По этим же утверждениям, прозвучавшие в суде, украинская ГТС никогда до января 2009 года не работала в условиях реверса, и тогда состоялся первый, но угрожающий вынужден "эксперимент" такой обратной транспортировки газа с запада на восток страны.
Кроме того, хранилища газа, из которых он поднимался для поставки в систему, не могли работать на собственных мощностях без дополнительных технических объемов за снижения давления.
Несколько дней такого режима поставили систему на грань катастрофы.
Именно эта угроза, плюс Европа, которая потребовала газу, которой Украина должна обеспечить гарантированными поставками, собственно, и создала такое давление на Тимошенко, что она не имела иного выбора, как подписать газовые соглашения на условиях, выдвинутых российской стороной.
.....
Из этого следует, что без русского, или, точнее, снабженного с российской стороны газа – украинская ГТС не может работать вообще.
Существенная разница между событиями 2006 и 2009 года в части технических возможностей ГТС заключалась в емкости и наполненности на момент "газовой войны" украинских газохранилищ. В 2006 году их положение было хуже. А в "газовой войны" 2008-09 годов вроде даже готовились, быстро наполняя хранилища …
Готовились, но таки проиграли.
Теперь уже чиновники господина Азарова публично утверждают, что в газовых хранилищах накоплено достаточно газа, чтобы не бояться осложнений и, читай, шантажа с российской стороны. Все точно как накануне января 2009 года.
Но действительно ли это так в техническом плане?
Тимошенко утверждает, что правительство Азарова при желании мог бы разорвать ее соглашения с Путиным, потому юридически для этого есть все возможности. Азаров отвечает, что не делает этого по соображениям имиджевых и партнерских.
Но разве за этим не стоит банальная техническая неспособность противостоять "газовом вакуума", как настоящей русской оружия, в случае очередного обострения?
Учитывая изложенные обстоятельства,
украинская сторона всегда имеет проигрышные позиции в торгах с Россией по газу. Независимо от руководства, посреднических структур, геополитических обстоятельств подобное. Даже альтернативные источники поставок топлива в страну тэнергосбережение не спасают ситуацию.
Зато обходные российские газопроводы в Европу и труба на Китай – это перспектива превращения украинской ГТС не на "кучу металлолома", а именно в своеобразную "вакуумную бомбу".
Очевидно, что единственным выходом для Украины при таких обстоятельствах является реконструкция ГТС, которая бы позволила не просто обновить, а "научить" украинскую трубу стабильно работать в реверсном направлении на малых объемах газа. И автоматически это позволило бы украинской стороне вести более-менее равноправные разговора с Москвой. Независимо от того, отстаиваются в этих разговорах государственные, коррупционные или личные политические интересы.
Понятно, почему для России так важен словосочетание "управление ГТС", чем она была недовольна соглашениями Киева и Брюсселя о совместном участии в реконструкции нашей трубы. Похоже, даже одно только сообщение, что украинская сторона начала самостоятельную реконструкцию, ускорило переговорный процесс …
Возвращаясь к делу Тимошенко, можно предположить, что в ходе судебного разбирательства было бы состояться исследования устойчивости ГТС к форс-мажоров, вызванных газовыми обострениями с Россией, как ключевого фактора любого переговорного процесса.
В случае юридического подтверждения уязвимости ГТС к отключениям газа с российской стороны – состав преступления любого участника переговоров с Россией надо будет искать в сокрытии этого факта от общества и в бездействии по устранению этой угрозы национальной безопасности.
Ну и далее уже искать всех, кто на этой тайны и этой бездеятельности наработал нынешние немереные капиталы.
Исходя из этого, следует ожидать, что ходатайство об исследовании именно состояния ГТС будет главным в защите Тимошенко.