А какой исторический период социальной справедивости за образец возьмем? Что именно восстанавливать будем?![]()
С точки зрения боярской "кормления" и крепостное право были социально справедливыми.Кто родовитый, тот, по справедливости, должен жить лучше холопов. Ну, кто мозговитый, может выдвинутся в купцы, в "служивые люди" и т.д. - тоже. В крайнем случае соглашались с тем, что вольные казаки, "мечом и оралом" завоевавшие себе свободу - тоже по справедливости где-то там живут...
![]()
С точки зрения какого-нибудь Стеньки Разина социальная справедливость выглядела просто: отнять богатство у купцов да и раздать по справедливости. Атаману, естественно, по справедливости полагалась бОльшая доля.Откуда дальше брать деньги для справедливого перераспределения? Ну... другие купцы наедут...
Борец за народное счастье Емельян Пугачев считал, что по справедливости именно он должен быть царем, и тогда всё будет хорошо. Кому? Отдельный вопрос.
Декабристы хотели свободы, равенства и братства, а также республику. Но при этом, что интересно, привелегии дворянства сохранялись бы. Это было бы только справедливо - ведь дворяне были самыми образованными, "продвинутыми", наилучшим образом подготовленными к управлению...
После Октябрьской революции крестьянам раздали землю по справедливости. А потом по справедливости провели "продразверстку". Ведь это же несправедливо, когда те, у кого есть хлеб, не хотят справедливо и бесплатно поделиться с рабочим классом...
Впрочем, рабочим тоже обещали фабрики - по справедливости. Потом выяснилось, что управлять своими фабриками они будут через товарищей из наркомата, и если вводится уголовное наказание за прогул и отменяются выходные - это всё по пожеланиям трудящихся.
У самих товарищей из наркомата (министерства, обкома и т.д.) тоже была социальная справедливость. На таком-то уровне номенклатурный товарищ получал из "спецраспределителя" колбасу, на таком-то - икру, на вот таком ему полагалась дача и машина... причем кому-то полагался УАЗик, а кому-то "Волга"... все остальные могли в совершенно равных условиях протрястись в трамвае.
Если взять и объединить все бывшие советские территории - там тоже интересные моменты социальной справедливости обнаружатся. Что было разрешено грузинским товарищам - за то в российском Нечерноземье как минимум "прострогали" бы. А то и вовсе - с конфискацией. Социальные условия у товарищей прибалтов просто-таки разительно отличались от социальных условий товарищей среднеазиатов. Впрочем, бывали моменты еще забавнее - вроде так называемых "ценовых поясов". В первом - одна цена, во втором - чуть дороже... так вот, Азербайджан, например, относился ко второму. Поэтому "плодово-овощная продукция" - например, соки или консервы - местного производства стОила дороже, чем она же - где-нибудь в Подмосковье. Несмотря на очевидную разницу в другую сторону при учете транспортных расходов и т.п. Впрочем, никто не удивлялся - все прекрасно знали, что социальная справедливость в виде одинаковых норм на мясо, масло, сахар и т.п. по талонам существует только для того, кто в эту справедливость верит - то есть настолько не знает реальную жизнь, что и не слышал о людях, приобретающих всё это без талонов и норм...
Увы, но социальная справедливость - понятие не просто относительное, но стремящееся к утопическому. Поскольку для настоящей социальной справедливости нужно, чтобы те люди, которые могут жить лучше других, отказывались от такой возможности - а этого почему-то не происходит.При этом, увы, объективно все люди разные и у всех разные возможности. Просто-таки от природы.
![]()
А знаменитый лозунг социальной справедливости "От каждого по способности, каждому по труду" - он в общем-то и при капитализме реализуется просто-таки в полный рост и со страшной силой. Другой вопрос - какие именно способности и какой именно труд наиболее востребованы данным обществом...