Галицкий империализм
«Та вліли мі вуiко, би-м патрував го. Та власнов руков дав му фаiку...”. Нет, нет уважаемый читатель, это не язык племени ням-ням, не вымышленный диалект из произведений какого-нибудь фантаста и даже не марсианская речёвка. Это реально существующий разговорный язык, который и поныне бытует в Прикарпатье.
Его иногда определяют как «диалект» языка украинского. Да-да, именно украинского языка, как не покажется это странным тем людям, которые хоть отдаленно знакомы с языком украинским. Но еще более странным нам всем должно казаться самомнение данного региона Украины. Региона, который сам себя провозгласил «Украинским Пьемонтом» и сам себя возвел в абсолют «украинскости».
Но все мифы рано или поздно ниспровергаются. Похоже, пришла пора и этому мифу быть поверженным.
Обычно сами галичане и выходцы из Галичины утверждают, что вся остальная Украина должна ровняться по ним, следовать их примеру, так как именно Галичина якобы сохранила больше всего украинского. Дескать, мы сохранили, а вы, «схиднякы», потеряли, вот и учитесь теперь у нас; равняйтесь по нам. А кто не хочет - тот враг Украины, украинофоб и ему одна дорога: «чемодан-вокзал-Россия».
Стоп-стоп-стоп! Вот тут то и начинается самое интересное. А на каком основании Галичина определяет: кто украинец, а кто нет? Кто потерял, а кто сохранил? Судьи кто?
Ведь и мы, уважаемые, тоже можем сказать галичанам: «нет, это не мы русифицированные, это вы полонизированные!». И в словах этих будет намного больше оснований.
Судите сами. Разве в исторической Украине обитали когда-нибудь эти древние гуцульские племена, живущие в Карпатах? Разве в Галичине когда-нибудь было казачество — становой хребет украинского возрождения 17-го века? Разве Большая Украина была когда-нибудь униатской как Галичина и разве не Православие принял еще Владимир как веру Киевской Руси? Так ведь Галичина эту веру потеряла, утратила! А взамен, под польским давлением, восприняла выдумку нескольких попов, которые ради должностей и денег согласились подписать «унию». Это ли образец украинскости?
А ведь Украина свою веру пронесла через века и сохранила...
Разве в Большой Украине наблюдалась когда-нибудь эта дикая, варварская ненависть к «москалям» и вообще всем живущим восточнее? И разве это не Галичина, сейчас провозглашающая себя «Украинским Пьемонтом», добрые 700 лет своей истории безвылазно прожила под Польшей, намного больше чем остальная Украина? Если жизнь под Польшей для Украины лишь исторический эпизод, то для Галичины - вся ее история, ее судьба! Ничего себе образец для Украины!
Нет, уважаемые господа Галичане! Разница между нами и вами, существует не оттого только, что наши предки, живя в длительном соседстве с русскими, сблизились с ними. Больше всего мы с вами различаемся оттого, что вы отступили от древней культуры Руси, оттого что ваши предки живя 700 лет в единстве с Польшей, сроднились с ней душой и телом. Ваша полугуцульская кровь перемешалась с польской. Ваша древняя культура, полученная от Руси, погибла, была вытеснена и заменена уродством, в основном неудачно скопированным с польских же образцов. И самая ваша ненависть к «москалям» есть лишь неудачная копия и подражание польскому национализму!
Старое украинское национальное движение, возникшее еще в 19-м веке, утверждая свой народ как историческую реальность, никогда не стремилось столкнуть его с другими. Никогда не проповедовало ненависть. Ваша же полная злобы и ненависти идеология идет не от украинских идеологов. Весь ваш набор пещерных русофобских штампов «заимствован» или попросту украден у польского националиста 19-го века Франтишека Духинского. Именно он является отцом вашего «национализма». Ставлю здесь кавычки. Мы к этому вопросу еще вернемся...
А теперь взглянем на историю Галичины. Взглянем, чтобы навсегда поставить точку в мифе про «Украинский Пьемонт».
Талантливый Украинский историк начала 20 века (по совместительству еще и горячий украинский патриот) Иван Крипьякевич писал о Галичине 14 века, сразу после ее воссоединения с Польшей: "Во времена польского господства в Галичине произошло много изменений. Галицкие бояре стояли на стороне Литвы, поэтому Казимир конфисковал их имения и отдал их польским панам. По городам поддерживал иностранных колонистов, Поляков и Немцев и старался устранить Украинцев от торговли и промышленности. Позднейшие короли вели ту же самую политику… К тому же пришло еще и религиозное преследование Православных. В скором времени Галичина начала терять украинский характер и принимать польский. Из старых национальных институтов посчастливилось удержать на какое-то время еще только одну церковь".