Янус Полуэктович, не скажу за весь Запад и особенно за тот, в котором Юнг жил вместе с Фрейдом- но вот хоть в России, хоть в скандинавских странах, хоть в кельтских (да и много где еще, если покопаться - кроме разве что владений "их католических величеств, и то спорно) опора внутри человеческой психики для политеизма имеется, и весьма мощная.
Прежде всего - это остатки языческой культуры внутри того, что считается культурой христианской.Просто-таки колоссальные, мощнейшие остатки. Не только в России имеются, например, культы святых, "отвечающих" за ту или иную область человеческой деятельности, природные явления и т.д. и т.п. Не только в России языческая культура (иногда - практически напрямую, наши традиции Ивана Купала - отнюдь не уникальный для мира "пережиток"
) осталась в массе народных верований, обрядов, суеверий и т.д. и т.п.
Это ведь тоже часть культуры. Причем отнюдь не "разрушительная" часть. Для того, чтобы политеизм подействовал именно разрушительно - необходима "идеальная", чистая до монастырского устава христианская культура. В семьях глубоко религиозных, воспитывающихся строго по катехизису не одно поколения - таковую при желании можно отыскать, и для людей из таких семей сам факт отхождения от "единственно верной линии" будет оказывать на психику тяжелейшее влияние. Но... как Вы думаете, насколько велик был процент таких семей даже в той дореволюционной "Руси Святой, Православной", о которой вздыхают наиболее консервативные священники и прихожане РПЦ?
Я уж не говорю о том, как воздействовали на русский народ и его менталитет более 60 лет "воинствующего атеизма"... да и на Западе больше двухсот лет "вольтерьянства" сильно сказались.
При всей толковости что статьи, что автора - хотел бы обратить Ваше просвещенное внимание, что йога не является религией. И даже не является обязательным религиозным обрядом. Это не более чем мистическая школа в индуизме. Очень глубокая, очень сильно воздействующая на человека - но именно мистическая школа, а не сама политеистическая религия. И именно мистическая школа, расчитанная на человека, глубоко религиозного именно в определенной конфессии, полностью впитавшего определенную философию, образ жизни и т.д.У К.Юнга есть статья "Йога и Запад". Толковая статья, рукомендую. И как раз на обсуждаемую нами здесь тему. В двух словах речь в этой статье идет вот о чем. Юнг в восторге от йоги, считает, что эта система способна замечательно регулировать психическую основу человека. Но! Исключительно человека, который вырос в соответствующей среде и способен неделями сидеть под деревом бодхи и медитировать, не отвлекаясь на мысли, чем, например, он будет кормить своих детей. Человек Запада на такое не способен, потому что у него совершенно другая многовековая социокультурная "подготовка". По этой причине, кстати, среди новоявленных отечественных "йогов" очень высок процент психических заболеваний. Существенно выше среднего. Мне тоже многократно приходилось с таким сталкиваться. И не только среди йогов, но и среди апологетов кришнаизма, буддизма, других пришедших с Востока учений.
Глубоко и полностью. Собственно, это обязательно для любой нормальной мистической системы. Возьмите атеиста, выросшего в атеистической же семье и не поступившегося своими убеждениями- и попробуйте научить его, например, вполне христианской "умной молитве". Тем более - вот так самочинно (или под руководством самонедоучек) что на Западе, что у нас йогу-то и изучают... и даже поездка в индийский ашрам для изучения под руководством какого-нибудь бородатого гуру отнюдь не гарантирует, что человек не нарвется на "коммерсанта от йоги", раскрученного, брендового, но... "Были, знаете ли, прен-цен-ден-ты." (с)
Так вот, человек, использующий "умную молитву" без духовника, без глубокой веры и т.д. - с большой вероятностью сойдет с ума. Это было не раз даже в нашей стране в дореволюционные времена, против самочинного использования мистических, глубоко духовных методик русские старцы и архипастыри предупреждали не раз. А ведь это была христианская мистика в христианской стране, "социокультурная подготовка" самая подходящая...
Для меня эта тема достаточно знакомая, причем болезненно - девушка, которую я любил (и которая, собственно, и привела меня в христианство), на слишком глубоких молитвах и т.д. без духовника дошла до курса галоперидола. Любая мистическая школа при неправильном и/или самовольном применении опасна - но многие это понимают только на собственном опыте, к сожалению. "По книжке", даже самой умной, такими делами заниматься нельзя - а сколько у нас таких "книжных йогов" развелось?
На Западе - не меньше, там еще и раньше начали, и "тоталитарного" контроля за этим процессом не было.
Ну, и еще одно. Нормальный (более-менее близкий к норме) человек, выросший в определенной культуре, живущий в той же среде и т.п., как правило, отнюдь не лезет в чужую культуру глубже чем по уши и со всем пылом неофита. Для того, чтобы христианин, живущий в христианском (или хотя бы постхристианском) "культурном пространстве", полез в йогу - уже нужно определенное отклонение от нормы этого общества.
Дальше - читаем не Юнга, а Ганнушкина...![]()



- но вот хоть в России, хоть в скандинавских странах, хоть в кельтских (да и много где еще, если покопаться - кроме разве что владений "их католических величеств, и то спорно) опора внутри человеческой психики для политеизма имеется, и весьма мощная.
Просто-таки колоссальные, мощнейшие остатки. Не только в России имеются, например, культы святых, "отвечающих" за ту или иную область человеческой деятельности, природные явления и т.д. и т.п. Не только в России языческая культура (иногда - практически напрямую, наши традиции Ивана Купала - отнюдь не уникальный для мира "пережиток"
Ответить с цитированием