Цитата Сообщение от Valtapan Посмотреть сообщение
Дальше пошел длительный и медленный процесс христианизации страны. Причем даже о "полной христианизации" семьи Рюриковичей (и их ближнего круга) можно говорить, пожалуй, только к рубежу 12 - 13 веков, когда из летописей "пропадают" двойные и "нехристианские" имена князей, исчезает практика давать княжичу помимо крестильного (тайного) еще и бытовое (под которым он как правило нам и известен) имя.
О каком-то массовом проникновении христианства в крестьянскую среду (с городским населением это произошло несколько раньше) можно говорить примерно со 2-й половины 15 - начала 16 веков, когда складывается легенда, послужившая основной для известной "Повести о Петре и Февронии Муромских", и соответствующий церковный культ этих святых. (Хотя описываемые события сама повесть относит примерно к 13 веку). Т.е. "массовому христианству" в России дай Бог если лет 600...
Таки малость побольше.

Во-первых, процесс распространения христианства начался почти за век до Владимира. И даже не с подачи святой равноапостольной княгини Ольги и ее византийского духовника - кроме "миссионеров с юга", на Руси были еще и "миссионеры с севера" - в Европе (особенно в Северной - среди "варягов" в том числе) активную миссионерскую деятельность вели не только "римляне" и "византийцы", но и, как ни странно, ирландцы. Кстати, "кельтская" миссионерская деятельность как раз и отличалась тем, что христианские проповеди успешно встраивались в местные языческие верования, не было жесткого противопоставления "идолопоклонству". Собственно, именно отсюда такие забавные исторические случаи, как добровольное принятие христианства Исландией и т.п. - вместо "культуртреггерства" у народов с "неправильной" религией была концепция "добрых язычников", до которых сначала доводилось, что Христос - это названный по другому ... (вписать имя местного доброго бога - хоть Бальдр, хоть Луг, хоть даже и Даждьбог, благо у него в культе "крестовая" символика тоже присутствовала ), а потом дело было уже нехитрое. Опять-таки и в дружине у Владимира еще до крещения Руси христиан хватало - те же "варяги" крестились хоть у себя на родине, хоть на службе базилевсу, куда наемниками и из Киева хаживали... Житие святых Максима и Федора помним?

В крестьянской же среде массовое проникновение христианства уверенно отмечается к XII-XIII векам - после Владимира миссионеры тоже почивали на лаврах и в свежеотстроенных храмах. На очень многослойном (с времен арийского расселения) Алексеевском городище недалеко от моего дома есть и слой "домонгольского" русского (точнее, смешанного русско-мордовского) поселения. Предметы христианского культа там встречаются в достаточном количестве, причем не церковные, а личные - оловянные крестики, нашейные образки и т.д. А ведь поселение на берегу Волги того времени - это не просто "глубинка", это настолько далекая периферия Руси, что тут даже никаких княжеств в помине не было - откуда могла внезапно нагрянуть проверка в виде епископа с дружиной.

Насколько при этом христианство было глубоким и "правильным", а насколько - сливалось с "пережитками язычества" - вопрос отдельный. Но распространение среди крестьянства "до самых до окраин" не подлежит сомнению.

Кстати, именно Батыево нашествие весьма способствовало укреплению христианства на Руси.