Проект Федерального закона "О добровольной пожарной охране"
Проект ФГУ ВНИИПО МЧС России
от 23.10.2009г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О добровольной пожарной охране
Настоящий Федеральный закон определяет общие организационно-правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности общественных и государственно-общественных объединений пожарной охраны на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), государственно-общественными и общественными объединениями пожарной охраны, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, а также устанавливает права, обязанности и ответственность добровольных пожарных, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты добровольных пожарных, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в предупреждении и тушении пожаров, проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ, и членов их семей.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
добровольная пожарная охрана (ДПО) - совокупность
государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, созданных по инициативе граждан и (или) юридических лиц, объединившихся для участия в деятельности по
профилактике и (или) тушению пожаров;
добровольный пожарный - гражданин, являющийся членом
или участником государственно-общественного или общественного объединения пожарной охраны и осуществляющий
безвозмездную или на льготных условиях деятельность по профилактике и (или) тушению пожаров в оперативных подразделениях пожарной охраны;
структурные подразделения добровольной пожарной охраны - обособленные подразделения государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны;
оперативные подразделения пожарной охраны - подразделения различных видов пожарной охраны, принимающие непосредственное участие в
профилактике и (или) тушении пожаров;
добровольная пожарная команда (ДПК) - оперативное подразделение добровольной пожарной охраны, на вооружении которого имеются пожарные машины;
добровольная пожарная дружина (ДПД) - оперативное подразделение добровольной пожарной охраны, не имеющее на вооружении пожарных машин;
добровольная дружина юных пожарных (ДЮП) - детское подразделение добровольной пожарной охраны,
не имеющее на вооружении пожарных машин; созданное в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на организацию
профилактики и тушения пожаров;
члены ДПД, ДПК - добровольные пожарные, осуществляющие деятельность по
профилактике и тушению пожаров в составе
добровольной пожарной дружины (команды);
статус добровольного пожарного - совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных настоящим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
пожарные машины - транспортные или транспортируемые средства, предназначенные для тушения пожаров, выполнения связанных с ними аварийно-спасательных работ;
общественный контроль соблюдения требований пожарной безопасности - деятельность добровольных пожарных по профилактике пожаров.
Статья 2. Предмет регулирования настоящего федерального закона
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение для участия в деятельности по профилактике и (или) тушению пожаров, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны и государственно-общественных объединений пожарной охраны.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны, государственно-общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.
Статья 3. Основные принципы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
Создание и деятельность добровольной пожарной охраны осуществляется в соответствии с принципами:
равенства перед законом общественных объединений, независимо от их организационно-правовых форм;
добровольности, равноправия, самоуправления и законности деятельности добровольной пожарной охраны;
свободы в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности;
гласности и общедоступности информации о деятельности добровольной пожарной охраны;
постоянной готовности подразделений добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных к тушению пожаров и проведению работ по их ликвидации;
приоритетности спасения людей при пожарах;
оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении работ по ликвидации пожаров.
Статья 4. Правовые основы создания и деятельности государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны
Правовыми основами создания и деятельности
государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы,
Федеральный закон "О пожарной безопасности", Федеральный закон "Об общественных объединениях", настоящий Федеральный закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Правовые и социальные гарантии добровольных пожарных, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Статья 5. Государство и добровольная пожарная охрана
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, равно как и вмешательство этих объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, оказывает финансовую и материально-техническую помощь при осуществлении их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ, предусматривает систему мер по правовой и социальной защите добровольных пожарных и членов их семей.
Государственная поддержка добровольной пожарной охраны осуществляется в формах, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, в том числе в форме целевого финансирования федеральных и региональных программ в области организации и совершенствования деятельности добровольной пожарной охраны по заявкам государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны (государственные гранты); заключении различного вида договоров, в том числе на выполнение работ и оказания услуг в области пожарной безопасности; отдачи предпочтения (при прочих равных условиях) государственно-общественным и общественным объединениям пожарной охраны при размещении государственного заказа на выпуск пожарно-технической продукции и выполнении различных государственных программ.
Вопросы, затрагивающие интересы государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с обязательным участием общественных объединений пожарной охраны или по согласованию с ними.
Государственная поддержка общероссийских и межрегиональных детских объединений добровольной пожарной охраны осуществляется в отношении объединений, являющихся юридическими лицами не менее одного года с момента их государственной регистрации и насчитывающих в своих рядах не менее трех тысяч членов.
На работников государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании. На сотрудников федеральной противопожарной службы, осуществляющих свою деятельность на различных должностях в государственно-общественных объединениях пожарной охраны, распространяется законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.
Глава 2. Добровольная пожарная охрана
Статья 6. Состав добровольной пожарной охраны
Добровольная пожарная охрана состоит из:
общественных объединений пожарной охраны;
государственно-общественных объединений пожарной охраны;
Под общественным объединением пожарной охраны понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое, формирование граждан, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации по инициативе граждан и (или) юридических лиц, объединившихся на основе общности интересов в целях решения уставных задач в области
обеспечения пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны.
Под государственно-общественным объединением пожарной охраны понимается общественное объединение пожарной охраны, созданное при участии
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления государственной противопожарной службы.
Общественные объединения пожарной охраны могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
общественная организация;
общественное учреждение.
Государственно-общественные объединения пожарной охраны могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
государственно-общественная организация;
государственно-общественный фонд;
государственно-общественное учреждение.
Государственно-общественные объединения пожарной охраны создаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и (или) органами управления государственной противопожарной службы.
Порядок организации, реорганизации, ликвидации государственно-общественных объединений пожарной охраны, условия осуществления их деятельности определяются уставом (для государственно-общественных объединений, подлежащих государственной регистрации), разработанным в соответствии с законодательством Российской Федерации, или соответствующими положениями, утверждаемыми их учредителями.
Положение о государственно-общественном объединении пожарной охраны должно содержать:
наименование государственно-общественного объединения;
цели, задачи, направления деятельности и границы территории деятельности государственно-общественного объединения;
структуру государственно-общественного объединения;
функции и полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления государственной противопожарной службы по руководству деятельностью государственно-общественного объединения, организационно-правовую форму и структуру (взаимоподчиненность) его руководящих органов;
порядок взаимодействия государственно-общественного объединения с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами управления государственной противопожарной службы;
порядок вступления в члены государственно-общественного объединения и исключения из него;
права, обязанности и ответственность членов государственно-общественного объединения;
меры поощрения и взыскания, применяемые к членам государственно-общественного объединения;
форма удостоверения члена государственно-общественного объединения;
порядок создания и ликвидации государственно-общественного объединения.
Ликвидация органов управления государственно-общественных объединений осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для государственных учреждений.
Статья 7. Цель и задачи добровольной пожарной охраны
Добровольная пожарная охрана создается в целях объединения граждан для участия в деятельности по обеспечению пожарной безопасности, а также для защиты законных прав и интересов членов добровольной пожарной охраны.
Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:
участие
в осуществлении профилактики пожаров;
осуществление тушения пожаров.
Статья 8. Функции добровольной пожарной охраны
В соответствии с возложенными задачами добровольной пожарной охраной осуществляются следующие основные функции:
формирование общественного сознания и гражданской позиции населения в области пожарной безопасности, привлечение его к деятельности по
профилактике и тушению пожаров;
содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления и организациям в обеспечении пожарной безопасности населенных пунктов и организаций;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
обеспечение обучения и повышения квалификации членов добровольной пожарной охраны;
создание и обеспечение деятельности подразделений добровольной пожарной охраны;
выполнение работ и услуг в области пожарной безопасности;
участие в предстраховой экспертизе противопожарного состояния имущества организаций, подлежащих обязательному противопожарному страхованию;
осуществление общественного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в организациях и населенных пунктах в согласованном с федеральной противопожарной службой порядке;
участие в деятельности пожарно-технических комиссий в организациях;
осуществление издательской деятельности в области пожарной безопасности;
участие в организации, финансировании и материально-техническом обеспечении добровольных дружин юных пожарных, а также в проведении других мероприятий в области пожарной безопасности с детьми;
участие в организации и финансовом обеспечении соревнований по пожарно-прикладному спорту, а также пожарно-технических, литературных, художественных и иных конкурсов по тематике в области пожарной безопасности;
учреждение и вручение специальных премий и наград общественных объединений пожарной охраны за выдающиеся достижения в обеспечении пожарной безопасности;
развитие международного сотрудничества в области пожарной безопасности;
участие в финансировании мероприятий по обеспечению правовой и социальной защищенности личного состава пожарной охраны;
участие в несении службы подразделений государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны;
тушение пожаров в населенных пунктах и
организациях силами и средствами оперативных подразделений добровольной пожарной охраны;
осуществление предпринимательской деятельности, необходимой для достижения целей и (или) соответствующей целям добровольной пожарной охраны.
Статья 9. Общественные организации пожарной охраны
В форме общественной организации создаются добровольные пожарные общества, которые являются основанными на членстве общественными объединениями, созданными на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в области пожарной безопасности объединившихся граждан.
Членами добровольных пожарных обществ могут быть физические лица, юридические лица - общественные объединения пожарной охраны.
Добровольные пожарные общества, подлежат обязательной государственной регистрации. Высшим руководящим органом указанных организаций является съезд (конференция). Постоянным действующим руководящим органом этих организаций является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции), который осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
При создании общественных организаций пожарной охраны учредители данных общественных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности членов общественной организации.
Статья 10. Общественные учреждения пожарной охраны
В форме общественных учреждений создаются добровольные пожарные команды (дружины), которые являются не имеющими членства общественными объединениями, ставящими своей целью участие в
профилактике и тушении пожаров в организации (объектовые добровольные пожарные команды (дружины)) в соответствии с уставом (положением) указанного объединения.
Добровольные пожарные команды (дружины) создаются по месту работы или учебы граждан и финансируются собственником организации.
Участники добровольной пожарной команды (дружины) в обязательном порядке оформляют условия своего участия в деятельности общественного учреждения.
Регистрация добровольной пожарной команды (дружины) осуществляется по усмотрению учредителей подразделения добровольной пожарной охраны.
Учредителями добровольной пожарной команды (дружины) могут быть собственники имущества организаций и (или) их руководители.
Управление добровольной пожарной дружиной и ее имуществом осуществляется руководителем добровольной пожарной команды (дружины), назначаемым на должность и освобождаемым от нее учредителем (учредителями).
Руководитель добровольной пожарной команды (дружины) имеет право совещательного голоса при учредителе (учредителях).