“Economist”,
США - 16 сентября 2010 г.
"Romanies A long road"
Цыгане – долгая дорога
В Европе цыгане переживают нелёгкие времена, в Америке они процветают.
«TOMMY’S International Sports Café», импровизированный общественный клуб, расположенный на 189-ой Ист-Стрит в нью-йоркском Бронксе, должны были бы посетить все те европейцы, которые считают цыган своего континента безнадёжно люмпенизированным и неподчиняющимся никаким законам слоем, для которого основной признак успеха - построить огромный безвкусный особняк без окон (см. фото).
Только балканские блюда в меню и звучание цыганского языка (разговаривают, в основном, мужчины, играющие в карты и на бильярде) отличают это кафе от других таких же по соседству. Точно так же как албанцы, итальянцы и латиноамериканцы, живущие поблизости, все его посетители - американцы. Они упорно трудятся как полицейские, учителя или в бизнесе, посылают своих детей в колледжи и берут отпуска. Спрошенный, что он думает о своих соседях, человек через улицу чешет затылок и удивляется: “У нас тут цыгане есть?”
Со своей стороны, цыгане Бронкса смотрят на старый континент со смешанным чувством сострадания и презрения. “Деньги, которые мы тратим на конфеты, они экономят, чтобы купить еду для их ... [ругается] жизни”, - говорит Вефки Редзепоски, подросток, который работает электриком-контрактором.
Контраст между обычной, спокойной, размеренной жизнью в Бронксе и жизнью в гетто или лагерях сквоттеров, которые формируют впечатления европейцев от их сограждан-цыган, едва ли мог быть более острым. Заголовки европейских газет в этом месяце выдвинули на первый план худшую и самую труднорешаемую социальную проблему континента: отношения с миллионами цыган, которые сталкиваются, в лучшем случае, с дискриминацией, а в худшем - с преследованием.
Цыгане в Европе, как и любая другая этническая группа, не являются монолитом. Среди них есть богатые и бедные, успешные и пропащие, талантливые и хапуги, есть люди неподходящие для жизни в современном обществе. В одних странах цыгане живут лучше, чем в других. В Испании и Македонии считается (относительно), что есть больше историй успеха; худшие места для жизни - это Болгария, Чешская Республика, Венгрия, Румыния и Словакия.
Но общий фактор - предубеждения. Стереотипы общества о грязи, преступности, безответственности и неграмотности цыган сдерживают тех из них, кто хочет интегрироваться или преуспеть. Люди, которые действительно делают это, часто вынуждены отбрасывать своё цыганское наследие и всё, что с ним связано.
Вступление экс-коммунистических стран в Европейский Союз принесло туда законы против дискриминации. Но они не действуют в жизни. Петра Гельбарт, музыковед, цыганка чешского происхождения, говорит, что общий опыт поиска работы состоит в том, что те, которые говорят по-чешски без акцента и имеют обыкновенные фамилии, легко получают приглашение на интервью. Но когда они приходят, и работодатель видит цвет их кожи, вакансия оказывается уже заполненой.
Многие цыгане не могут дойти даже до этой стадии. В Словакии они составляют менее чем 10 % населения, но в школах для детей с ограниченными возможностями цыгане составляют 60% контингента (что, возможно, не является полностью результатом дискриминации: некоторые родители избегают обычных школ из-за запугивания детей местными учащимися).
Не удивительно, что, если у них есть хоть малейший шанс, многие цыгане пытают счастье в более богатых странах Западной Европы. Опыт - часто несчастный для тех, кто затронут такой попыткой. Многие западноевропейцы разъярены ростом попрошайничества на улицах, количества карманных краж (часто с участием детей), плюс драки и изнасилования, появление трущоб на заброшенных землях (или в парках). Ответ политических деятелей был здравым. Одна только Франция выслала 8000 человек в Румынию и Болгарию в этом году и очистила сотни незаконных лагерей.
И всё же применение суровых мер для предотвращения преступлений не является оправданием для расизма. Опубликованная инструкция французского правительства по закрытию 300 лагерей в течение трёх месяцев, называет цыган “приоритетом”. Это вызвало язвительные упрёки и угрозу судебного разбирательства со стороны Европейской комиссии. В жёстком ответе разъярённый Пьер Леллуш, министр европейских дел, сказал, что Франция была “матерью прав человека”. Президент Николя Саркози предположил, что Люксембургу, родине специального уполномоченного ЕС по правам человека, могло бы понравиться предоставлять цыганам жильё.
Румынское правительство обязалось к концу года составить новый план относительно вовлечения цыган. Но трудно надеяться скоро увидеть результаты этой работы: цыгане были рабами в Румынии до середины 19-ого столетия. При нацистах их выселяли и уничтожали. До 500000 погибли в лагерях. И коммунизм и экономические перевороты, которые последовали затем, сделали их традиционный образ жизни более трудным. Большинство из высланных говорят, что они, в конечном счёте, возвратятся во Францию.
Долгосрочное решение - образование, но карты здесь хитро разложены против цыган, которые хотят обучать своих детей (и система не делает ничего, чтобы привлечь тех, кто не видит ценности образования). Лесли Хоук, американская участница кампании благотворительности в Румынии, отмечает, что “закон, который делает обучение принудительным …, не работает, а закон, который не допускает регистрацию ребёнка старше девяти лет, строго исполняется”. Она осуществляет свою благотворительную деятельность по следующей схеме: платит 12? (16$) в продовольственных купонах родителям, дети которых учатся в школе. Одежда и тому подобное предоставляется бесплатно. Проект основан на уровне доходов, а не на этнической принадлежности.
В ближайшей перспективе насущная потребность состоит в том, чтобы обеспечить работой взрослых цыган; работой, которую они могли бы выполнять. Это может привести к определённым трениям. Современные правила безопасности, например, затрудняют ведение бизнеса по сбору металлолома. В Великобритании журнал «Big Issue», созданный, чтобы дать бездомным какое-то дело, результаты которого они могли бы продать, вместо того чтобы попрошайничать, нашёл энергичных подрядчиков среди иностранных цыган. Иногда их агрессивная тактика торговли спорна. Основатель журнала, Джон Бирд, признаёт, что эти члены его «торговых сил» не являются, строго говоря, бездомными, но говорит, что они находятся на краю общества и таким образом являются частью миссии журнала.
В бодром климате Бронкса такие проблемы кажутся весьма отдалёнными. “Как только вы даёте нам шанс преуспеть, мы хватаемся за эту возможность. И мы будем действовать”, - говорит Сания Джасароска, 34-летняя медицинская работница. Америка даёт её цыганам этот шанс. Европе следовало бы сделать так же.
http://perevodika.ru/articles/16127.html