родной язык: быть или не быть
данная статья посвящена проблеме русского языка. точнее нашего с вами конституционного права выбирать язык обучения наших детей в начальных классах школ.
я - отец школьника, второклассника. моя семья, как большинство населения нашего города (г. докучаевск, донецкой обл.) является русскоязычной. считаю своим долгом рассказать о попытке нашего родительского коллектива осуществить конституционное право выбора языка обучения наших детей. эта попытка была предпринята нами летом 2008 г. мы, родители 25 будущих школьников, решили написать коллективное заявление в адрес городского головы (№п-334-2 от 07.08.2008 г.). содержание официального ответа (№03/102-1922 от 29.08.2008 г.) можно передать следующим образом.
в соответствии с приказом министерства образования и науки украины от 26.05.2008 г. №461 «об утверждении отраслевой программы улучшения обучения украинскому языку в общеобразовательных учебных заведениях с обучением на языках национальных меньшинств на 2008-2011 гг.» по школам г. докучаевска был установлен целевой показатель - 84% (!) учащихся на украинском языке. для обеспечения этого показателя в городе оставлен единственный русскоязычный класс в 4-й школе. а в связи с тем, что обучение в вузах и внешнее независимое тестирование будет проводиться на украинском языке, нам рекомендовано оставить своих детей в классе с украинским языком обучения.
таким образом, вопреки пресловутым европейским нормам права, национальной конституции и здравому смыслу, родительскому коллективу в составе 25 человек (т.е. численности, достаточной для открытия класса) было отказано в открытии класса с русским языком обучения.
далее хочу остановиться на ошибках нашего коллектива. их три.
1. слишком поздно спохватились и подняли вопрос.
2. задействовали слишком мало людей, не задействовали родителей из других школ, тем самым дав возможность городскому отделу образования сослаться на существующий русский класс (куда нам было предложено перевести часть детей, родители которых заняли принципиальную позицию)
3. не оспорили отказ в судебном порядке (а вероятность положительного решения, на мой взгляд, была достаточна)
теперь считаю своим долгом обратиться к родителям первоклассников 2010-2011 учебного года с призывом отстаивать право своих детей учиться на родном языке.
с каждым годом тотальной украинизации уменьшается вероятность того, что наши дети и внуки смогут получить образование у себя на родине на родном языке. таким образом, мы рискуем превратиться в диаспору, ведь язык определяет мышление, национальную идентификацию и менталитет, язык является средством трансляции и усвоения культурного достояния народа – привожу цитату классика украинской литературы и.я. франко: «...в якій мові вродився і виховався, тої без окалічення своєї душі не можеш покинути»
итак, желающих отстоять право своих детей учиться на родном языке в школе призываю в ближайшее время обращаться в местные отделы образования с представительными заявлениями, подписанным родителями из нескольких школ города, с требованием открытия русского класса в каждой школе. количество подписавшихся должно быть больше допустимого количества учащихся в одном классе.
да, конечно, мы должны осознавать, что наши дети, получая высшее и среднее образование, вероятнее всего, вынуждены будут преодолеть серьезные трудности по изучению терминологии на «мове» и освоению разговорного украинского языка.
тем не менее, апеллирую к чувству собственного достоинства и патриотизму и предлагаю сделать осознанный выбор в пользу родного языка, сохранению культурной и национальной идентичности. в конце концов, жизнь – это постоянная борьба, а мы обязаны бороться за свои права, будущее наших детей и использовать для этого все возможные правовые методы.
осознаю, что многие, если не большинство, сделают выбор в пользу приспособления к сложившимся условиям.
для меня самого выбор был мучительным.
в конечном итоге, в случае положительного решения суда, мы выиграем дело против произвола местных властей, которые являются заложниками системы, и выслуживаются перед начальством постольку, поскольку безропотное население никак не реагирует.