ИА REGNUM Новости публикует вторую часть интервью с известным львовским историком Василем Расевичем. В первой части речь шла о негативных последствия недальновидной политики исторической памяти экс-президента Ющенко, о самых резонансных моментах из истории украинского национализма - Волынской резне, терроре от сторонников Бандеры, коллаборации ОУН с фашистами. Тема второй части - положение дел в современной Украине.
ИА REGNUM Новости: Сейчас популярно говорить про возможный раскол Украины по линии Восток-Запад. Какая вероятность реализации такого сценария?
Как историк, а я занимаюсь этой темой и работаю по определенной методике, я проанализировал т.н. "места памяти". Места памяти - это такой относительно новый термин, новая методика исследования, согласно которой исторические события, персонажи, организации и т.п., которые люди помнят, функционируют в коллективном сознании данной общины, общества, они создают ее идентичность. Так создаются локальная идентичность и национальная идентичность. А так называемые места памяти, это такие кирпичики...
И я проанализировал, какие для Западной Украины есть места памяти. Ими оказались очень интересные вещи. Первое - это греко-католическая церковь. Ее роль в формировании украинской идентичности Запада Украины, Галиции нельзя переоценить. Далее - украинские Сечевые стрельцы, Украинская Галицкая Армия, Западноукраинская народная республика, Андрей Шептицкий, УВО (Украинская военная организация), ОУН, Бандера, в меньшей степени Мельник, Шухевич - однозначно, УПА. Вот такие моменты, если спросить кого-то из местных, он назовет, возможно, не в той же последовательности, но назовет понятия, которые определяют его "украинство". И все эти места памяти являются для восточных украинцев не просто чужими, они являются антагонистами, поскольку коллективное сознание жителей Востока Украины принадлежало к совершенно иной исторической и культурной традиции.
Ничего удивительного здесь нет. Но в историческом сознании восточных украинцев существует другой взгляд на эти события и их участников. С точки зрения русско-православной традиции Греко-католическая церковь - это униатская церковь, которая предала истинную веру, это церковь предателей. А, например, украинские Сечевые стрельцы - это те, которые воевал на стороне Австрии, то есть против России, и, разумеется, против украинцев, которые служили в царской армии. Украинская Галицкая Армия - это сложный вопрос, потому что она воевала с поляками, потому что здесь ЗУНР провозгласили 1 ноября 1918, и началась украинско-польская война. Во Львове украинская власть была только 21 день, а война продолжалась год. Ну, и тут уже начинаются сложные моменты, как Петлюра в свое время подписал договор с Пилсудским - крупнейшим врагом галичан. Они же, галичане, вместе подписали договор с белым генералом Деникиным. И фактически даже в этот момент, когда шло реальное созидание нации, политическое созидание, украинцы оказались по разные стороны баррикад.
И уже неважно как, но украинцы проигрывали однозначно, вот, все эти факты и отпечатались. Дальше уже и говорить не стоит - об ОУН, УВО, УПА, Бандере. Это совершенно неприемлемые на Востоке Украины моменты истории. С другой стороны, места памяти восточных украинцев, я, конечно, условно их называю "восточными", они выходят из русской культурно-исторической традиции, плюс к тому огромный пласт советской истории. Они ужасно гордятся, например, индустриализацией, тем, что подняли перед войной промышленность. И это абсолютно неприемлемо здесь, на Западе Украины, потому что советский период тут никогда не будет восприниматься со знаком "плюс"! И это несмотря на то, что 60-70 годы для Западной Украины были далеко не худшими, появилась индустрия, промышленность высокотехнологичная. Люди получили работу, переселились в города и начался процесс урбанизации. Я не хочу хвалить советскую власть, просто так совпало, был, значит, характерный период для всего этого пространства.
Советская власть работала очень неэффективно с точки зрения западных демократий и так далее, но она начала и осуществила модернизацию промышленную, технологическую и общественную модернизацию тоже. Но все равно, идеи или моменты, которые связаны с советским периодом, здесь априори будут отбрасываться и дальше.
И, опять же, возвращаясь к теме Голодомора... У меня есть своя интерпретация этих событий, почему такой большой акцент делался в исторической политике Ющенко именно на голоде. Вы знаете, там было много благородного, что касается памяти людей, которых замучили голодом, но там был также и политтехнологический момент! Он заключался в том, что западные украинцы все время считали своих восточных братьев не совсем полноценными в том плане, что они не знают своей истории, или им коммунистическая пропаганда забила голову, и теперь они мыслят советскими идеологическими штампами. И достучаться до сознания они пробовали, применяя метод такой, что самая большая трагедия Украины - Голодомор.
...
http://www.regnum.ru/news/polit/1330659.html