Цитата Сообщение от Герасимов
Концепция
Каким образом прибывает научное знание? – В истории сегодня основная работа идет с источниками. На основании тех или иных исторических источников делаются выводы, которые уточняют историю, наполняют ее конкретным содержанием. Подход вполне естественный, но поскольку любой источник представляет собой творение рук человеческих, то всегда стоит вопрос о достоверности извлеченных из него данных.
Любой материал когда-то создавался человеком. Таким образом, в нем отражено его видение вопроса на уровне его культуры, знания ситуации и осведомленности, его понятийного аппарата, принятых в его время культурных канонов, задач, поставленных ему заказчиком со своим вполне определенным интересом, технических возможностей, определенных социальных ограничений, в которых делался этот материал, ставший в наше время источниковедческим.
Любой исторический материал как-то отражает свое время. Но это отражение весьма специфическое и в каждом конкретном случае его надо вычислять и учитывать особо. Обратная же задача, по источниковедческому материалу получить достоверную информацию о времени его создания, как правило, еще сложнее.
Рациональное зерно из источниковедческого материала, естественно, может быть извлечено, но только лишь при адекватном понимании всех перечисленных, и, возможно, некоторых еще неучтенных моментов. А как их все учесть? – Только лишь из всестороннего понимания ситуации, в которой создавался рассматриваемый материал. Для того, чтобы, основываясь на источнике, делать выводы о том времени, к которому он относится, надо очень неплохо это время уже представлять себе.
Таким образом, знание в науке истории может прибывать только последовательно, шаг за шагом, в результате постепенно накапливания и укладывания в уже существующую систему. Эта норма характерна не только для истории, но и для любой другой науки. В физике так же. Это основа системного подхода при построении науки. Именно в результате его наука и представляет собой цельную отстроенную систему.
В условиях общественного разделения труда, когда научная система представляет собой результат деятельности множества людей, по-другому нельзя. Если по каждому поводу пересматривать уже устоявшиеся основы, то ничего путного и конструктивного не выйдет. Каждое новое состояние науки определяется ее предшествующим состоянием и новыми данными.
Это типичный индуктивный метод формирования системы. Все начинается с некоторого начального, базового состояния, которое постепенно, шаг за шагом в результате учета все новых и новых данных разрастается в научную развитую систему. Первоначальное базовое состояние научной системы назовем концепцией. Она составляет основу, стержень научной системы.
Методы доказательства на уровне «источниковедческий материал – логический вывод» сомнительны по своей сути, поскольку явно или неявно содержат в себе множество интуитивных моментов, как правило, остающихся за пределами рассмотрения.
Такие методы проходят, да и то с определенными натяжками, в правовых разбирательствах, к примеру, в суде.
Во-первых, разбираемые там вопросы обычно гораздо проще и, соответственно, логические цепочки примитивнее и короче, чем в научных построениях. Во-вторых, из-за того, что обычно решаются вопросы из современности, множество концептуальных вопросов отпадает само собой, поскольку они оказываются очевидны для всех участников разбирательства и воспринимаются ими хоть и интуитивно, но вполне одинаково. Однако из-за интуитивности восприятия некоторых моментов и здесь бывают разночтения.
Когда же исследуется давнее прошлое с совершенно иным видением ситуации, с иной культурой, с иным понятийным аппаратом, с определенными социальными ограничениями и ценностными ориентирами, далекими от современных, то ситуация усложняется. Она осложняется, если обо всех существенных отличиях знать и как-то их учитывать, но она становится безнадежной, если о них не знать или пользоваться искаженной концептуальной информацией.
Таким образом, основа любого источниковедческого анализа – это историческая концепция. Без нее браться за дело нельзя принципиально. Вот почему профессиональные историки и держатся за концепцию официальной истории. Без нее они беспомощны. Это первая методологическая причина живучести официальной истории.
Концепция трещит по швам, сыплется, а они за нее продолжают держаться, как утопающий за соломинку, поскольку без концепции, хотя бы такой, начнется хаос. Не будет опоры для работы и взаимопонимания. Все будут говорить на разных языках, не понимая друг друга.
Еще раз (в т.ч. и на будущее) прошу прощения за оверквотинг в данной теме. Но, применительно к некоторым моментам, не считаю возможным давать более короткие цитаты, поскольку не хочу вырывать фразы из контекста...

1. Частное замечание:
Значительная часть приведённого текста посвящена источниковедению. Что это за дисциплина и чем она занимается можно понять из статьи "Источниковедение" Большой Советской Энциклопедии. Если отбросить сентенции по поводу "основных принципов марксистского подхода" и "принципиальной новизны диалектико-материалистического подхода" (т.е. сделать поправку на место, время и социально-политические условия написания данной статьи), то можно получить вполне адекватное общее представление о том, чем занимается источниковедение и как историки работают с источниками (комплексами источников).
В качестве мелкой придирки, обращу ваше внимание на используемый Герасимовым термин "источниковедческий материал". В исторической науке вообще то принято пользоваться термином "исторический источник" (или "источник"). И источниковедение, вспомогательные исторические дисциплины ну и, конечно, сама история и историки имеют дело именно с источниками (и даже материал, из которого они сделаны, может выступать в качестве самостоятельного исторического источника).

2. Основной вопрос, которому посвящена приведенная выше глава - место концепции в исторической науке (и источниковедческом анализе). Т.е. что первично: некая сумма фактов (сведений, известий) о происходивших в прошлом событиях или концепция исторического развития, основанная на этих фактах и объясняющая их взаимосвязь и взаимозависимость.
Из приведенного отрывка видно, что Герасимов считает (подталкивает читателя к мысли), что в истории первична концепция - некое "первоначальное базовое состояние научной системы".
Кстати, термин - "концепция" - избран правильно, но вот определение его несколько странновато. Хотя и классическое определение термина вполне подошло бы Герасимову для решения его задач:
Концепция (от лат. conceptio — понимание, система), определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения. Термин "К." употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. видах деятельности.
Любопытно, что в любезно представленных Инкерманцем фрагментах автобиографии читаем:
В 1999 впервые прочел одну из книг Фоменко. Этой одной книги и собственных наработок двадцатилетней давности по теории зарождения цивилизации оказалось достаточно, чтобы прийти к окончательному выводу о фальшивости ТИ. Предложил свои подходы к этой теме, опубликовал их в 2000 году в книге «Прикладная философия».
Т.о. известные мне на данный момент сведения позволяют сделать вывод о том, что сам Герасимов пошел именно от концепции (исходного мнения) о "фальшивости ТИ" через отбор, анализ и толкование источников с этой позиции к созданию своей версии "Истинной Истории, Какой Она Была На Самом Деле". И такой свой подход он распространил на все сообщество историков (как традиционных, так и альтернативных). (Кажется, наш милейший Янус Полуэктович называет это "проекцией").
На самом деле, "Страшная Тайна" ТИ заключается в том, что единой концепции исторического развития и исторической науки нет (пока? нет). Например, акад. Личман Б.В., проф. Скоробогтский В.В. и проф. Постников С.П.в своем курсе лекций "История России с древнейших времен до второй половины XIX века" (Уральский государственный технический университет. Екатеринбург, 1995) выделяют следующие группы концепций (интерпретаций) исторического процесса:
1. Христианская интерпретация исторических фактов;
2. Рационалистическая (всемирно-историческая) интерпретация истории;
3. Культурно-историческая интерпретация истории.
Да что там академики и профессора, любой из нас (позволю и себе немного попроецировать), более или менее интересующийся отечественной историей, может сходу назвать как минимум две различные по подходам концепции исторического развития:
диамат/истмат, на основе которых писались школьные учебники истории, по которым учились многие из нас, и
теория этногенеза Л.И. Гумилева.
Что интересно, обе основаны на данных ТИ, и обе вполне себе научны...
Человеческое общество и процесс его развития - сложные и многогранные явления. И рассматривая эти явления под различными углами зрения, мы можем выявить и различные закономерности, действующие одновременно, независимо и не противореча друг другу...