Записи «на костях»
Копия записи, сделанная
на рентгеновской плёнкеВ 50-х и 60-х годах XX века в СССР подпольные студии звукозаписи записывали музыкальные произведения, которые по идеологическим соображениям запрещалось распространять фирме «Мелодия»,
на крупноформатных рентгеновских плёнках. Отсюда пошло выражение «Джаз
на костях» (также такие «самодельные» грамзаписи в обиходе назывались «рёбрами» или «записями
на рёбрах»). В те годы записи многих западных певцов и музыкальных коллективов (например, группы The Beatles) можно было послушать только
на таких полулегальных подпольных пластинках. Из-за высыхания эмульсии плёнки, при состаривании подобные пластинки скручивались, да и вообще были недолговечными.
Такой оригинальный способ звукозаписи нашёл своё отражение в искусстве, например, в песне Виктора Цоя «Когда-то ты был битником» есть слова: «Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл, извлечённый из снимка чужой диафрагмы».Также в песне «Мой старый блюз» лидера московской акустической группы «Бедлам» (конец 90-х — 2002 гг.) Виктора Клюева есть слова: «Пластинка „на костях“ еще цела, но не понять уже отдельных фраз». Сам процесс записи «на костях» продемонстрирован в фильме «Стиляги» (первоначальное название — «Буги
на костях») 2008 года.