Когда определенные политические силы зовут массы к бою, очень многое зависит от того, насколько привлекателен и незапятнан "флаг", то есть репутацию, идеологию, лидеров и т.п. они имеют.
От этого зависит доверие людей, ибо без взаимного доверия в человеческом мире ничего не делается. Доверие - это тот строительный раствор, связывающий крепко кирпича вместе, чтобы из них предстал непреложный стену.
А когда смотришь на реакцию общественности на призывы нынешней оппозиции, то трудно не заметить, что доверие к ней если есть, то минимальная. На акции протеста, где страстно выступают Тимошенко, Яценюк, Гриценко, Тягнибок, Кириленко приходят жалкие кучки людей, жалкие по сравнению с прошлым.
И слушают ораторов без особого энтузиазма, скорее подчиняясь долгу и засаде "ну так надо же что-то делать".
Неужели прав деятельница ВО "Свобода" Ирина Фарион, когда говорит, что миллионы украинских стали "тушками", как и их представители в парламенте?
Впрочем, кажется, проблема все же не с людьми, а с так называемой элитой.
Украинский народ часто страдал из-за отсутствия полноценной интеллектуальной элиты, за человеческой скудность тех, кто претендовал на роль национального провода. Если в начале ХХ века нация еще могла утешаться иллюзиями относительно своих проводников, то сейчас телевидение "раздевает" всех, освещая довольно неприглядную картину. А есть еще Интернет, газеты, журналы, радио и т.п.
Практически все деятели нынешней оппозиции уже были у власти и ничем особенным там не отметились.
Разве за "пламенного революционера" Юрия Луценко отечественная "ментивка" превратилась в цивилизованную полицию и там перестали пытать и убивать людей? Разве там исчезла коррупция? Так почему господин Луценко не смог сделать то, что могли сделать его коллеги в Грузии? Если не было возможности ничего сделать, почему долго и безрезультатно сидел в том кресле, вместо уйти в отставку?
Неужели за каденции военного министра Анатолия Гриценко (хотя он был не худшим руководителем своего ведомства) была решена фундаментальные проблемы отечественных вооруженных сил? Что важного и полезного для Украины сделал экс-министр иностранных дел и экс-спикер парламента Арсений Яценюк?
Что видели в его исполнении, кроме несколько анекдотической избирательной кампании, где он выступил в роли карикатурного Рэмбо под руководством российских политтехнологов и предлагал развивать единое европейское пространство от Ужгорода до Владивостока (а в родных Черновцах устанавливал памятник австрийскому императору, как своих героев нет) .
Нардеп Тарас Стецькив после оранжевой революции имел поручение реформировать первый национальный телеканал. Ничего не сделал и очень не любит обсуждать эту тему.
Экс-вице-премьер Вячеслав Кириленко пытался и таки что-то делал (дубляж на украинский иностранных фильмов, попытки украинизации информационного пространства, возрождения национальной памяти и т.п.), но некоторые его действия остались непонятными.
Например, 9 млн гривен на развитие украинской культуры в Севастополе. Почему никто не проследил, как эти средства использовались. Результат: ни денег, ни каких следов развития украинской культуры.
Хорошо, что нынешний шеф оппозиционной "Нашей Украины" и соратник оппозиционного Виктора Ющенко Валентин Наливайченко во время руководства СБУ рассекретил немало архивных документов этой службы, но задача СБУ заключается не в конкуренции с историческими институтами Национальной Академии наук, а в гарантировании государственной безопасности Украины.
Однако именно в этой сфере больших успехов не замечено. В Украине работало и работает немало антигосударственных взрывных структур и никаких мер против них принято не было. Как пошутил одиозный Дмитрий Корчинский: "СБУ противостояло НКВД, а надо было противостоять ФСБ.
Абсолютно обанкротившейся организации, которая называется "Наша Украина" нужно покаяться и вообще уйти, чтобы не портить политическую воздуха страны.
Ее заявления о решительной оппозиционности, как и письма идейного гуру "НУ" Ющенко к Януковичу с требованием "не уступать суверенитетом Украины" после всего того, что было сделано на президентских выборах 2010 года, не говоря уже об административной "доблесть" господина Ющенко течение собственной президентской каденции, уже даже не смешны.
Хотя сам экс-президент все больше превращается в посмешище, что однако не снимает подозрений относительно второго издания попа Гапона.
Об абсолютной безопасности самого Ющенко и его камарильи для новой власти свидетельствуют и нотки сочувствия к нему, появившиеся в последнее время в выступлениях Николая Азарова и Анны Герман, когда они критикуют Юлию Тимошенко.
Что же касается ее, то Тимошенко, имея пока крупнейший оппозиционный рейтинг, доселе не спешит то объяснить массам немало своих странных поступков на посту премьера.
Прежде всего, речь идет о газовых соглашениях, об этом кабалу для Украины. Но она предпочитает о них вообще не вспоминать, а когда прижимают к стенке, говорит не углубляясь в детали. Эти соглашения являются для нее огромным политическим и репутационным бременем.
Тогда, в начале 2009, Украина под давлением Газпром Кремля имела продержаться еще две недели - и оппоненты вынуждены были бы пойти на уступки. А Тимошенко решила капитулировать. Почему? Что ее побудило?
Наконец, если речь шла о тупик (а давили тогда не только из Москвы, но и с сочувствующего ей Брюссель) она могла в знак протеста против кабальных предложений и отсутствия солидарности в защите национальных интересов со стороны Ющенко, еще тогда уйти в отставку и, возможно, еще тогда заложить основы своей победы в 2010 году. Почему она выбрала наихудший из всех возможных вариантов?
Пока не будет представлено внятных объяснений по этому поводу, подозрения относительно нее в украинской общественности оставаться.
Не мешало бы объяснить и странные заигрывания с Кремлем, невнятную позицию в 2008 году по антигрузинской агрессии, какие провокационные консультации в 2009 году с Партией регионов, принципиальную политику финансового бойкота Вооруженных Сил Украины (который, впрочем, не идет ни в какое сравнение с нынешней политикой их откровенного уничтожения) и т.д.
Никто не признал ошибок, никто не посмотрел на себя критически, никто не осуществил работу над ошибками. В наибольшей степени это касается именно "Батькивщины". Должны так понимать: кому больше дано, с того больше и спросит.
В 2010 году произошло неординарное событие, фундаментально изменился политический режим в стране. Почему это произошло? Кто виноват? Что делать? На эти судьбоносные вопросы никакой вменяемой, глубокой, убедительного ответа от сил, которые называют себя оппозиционными, общество не услышало.
Зато уже более 6 месяцев деятельность оппозиции сводится к воплям по поводу пакостей новой власти и возмущенных возгласов: "Вы только посмотрите, какие они негодяи!" И ничего более ...
Однако как, например, та же "Батькивщина" может действовать по-другому, не имея четкой идеологии, поскольку "мы за все хорошее и против всего плохого" - это не идеология. Где теоретики, мыслители? Где мощный интеллектуальный штаб партии? Где яркие креативные личности?
Зато продолжается эпидемия единоличных и групповых измен, что является абсолютно логичным. Ведь такой была и остается система партийного строительства в "Батькивщине". Вместо поиска и привлечения людей под хорошо проработанную, понятную и привлекательную идеологию, привлекают бизнесменов, которым поручают формировать и финансировать местные ячейки.
Бизнесмены относятся к этим ячеек как к своей частной собственности. Поэтому они часто переходят к политическим оппонентам вместе со своими ячейками. Такое же отношение они демонстрируют в приобретенных ими за счет покупки места в избирательном списке депутатских мандатов.
Они их уже оплатили и потому могут ими свободно распоряжаться, несмотря на такую абстракцию, как партийная дисциплина, преданность, мораль и т.д. "Батькивщина" не делала ставку на идейных людей и, мягко говоря, не пропагандировала высокую мораль.
Мы часто слышали заявления Тимошенко, что ее депутатов покупают оппоненты за большие деньги. Но почему ни разу никого из покупателей не схватили за руку? Современная техника позволяет это делать. Может, это не было бы доказательством в суде, но для общества вполне могло быть.
Не потому этого не произошло, что хотелось и себе на будущее оставить возможность использования таких методов работы с "враждебными" депутатами?
Почти все оппозиционеры уже были у власти (хотя бы на областном уровне, например ВО "Свобода"), совершенно не продемонстрировав никакого реального позитива, а часто даже дискредитировав себя.
Вот именно поэтому народ и говорит: они уже были у власти и ничего не сделали, а теперь хотят, чтобы мы опять виборювалы для них власть. Это отнюдь не вдохновляет на подвиги.
Граждан тошнит от старой засаленной колоды "инвалидов" украинской политики, некоторые из которых, ничего заметного не сделав, уже 5-й срок сидят в Верховной Раде, наверное ожидая торжественного захоронения за счет парламента.
Они держатся за свое место как вошь за кожух. Если бы они так неистово защищали украинские интересы, как свои частные, то мы уже жили бы в значительно лучшей стране.
Где свежая кровь оппозиционного лагеря? Конечно, речь идет не о биологический возраст: некоторые молодые люди, которые родились в эпоху "перестройки", демонстрируют такой зоологический эгоизм, жадность, цинизм и жлобство, что даже заядлые номенклатурные партократы бывшей КПСС удивляются.
Стоит только вспомнить "молодую команду" Леонида Черновецкого ...
Оппозиционерам надо обратить внимание на людей, длительное время не были востребованы именно за их идейность и порядочность.
Без внутренней революции, прежде идеологической и кадрово-организационной, нынешняя политизированная публика, называет себя оппозицией, на самом деле будет лишь псевдооппозиции и в историческом смысле коллективным попом Гапоном украинской нации.
Нужно не только критиковать нынешнюю власть, но и предлагать альтернативу по схеме: мы отвергаем политику Партии регионов, а взамен предлагаем свою стратегию для Украины. Вот ее основные тезисы. Вот наше видение мира вообще и Украины в частности. Вот наше понимание современности и наша видение будущего.
Но для такой оппозиционной деятельности нужно иметь талантливые интеллектуальные силы, а не продажных денежных мешков и чиновников в непосредственном окружении лидеров оппозиции.
Трагедия современного момента состоит в том, что оппозиция хочет остаться такой же, какой она была при власти. А это путь в никуда. Чтобы изменить Украину, оппозиция должна сама корне измениться, избавиться от всего того, что привело ее и страну к сокрушительной политическое поражение в 2010 году.
Однако пока не только каких-то практических действий в этом направлении, но даже осознание необходимости таких действий, к сожалению, заметить нельзя.
Игорь Лосев, для УП