А теперь про вторую, практическую часть моей задачи на #Хайтек2023.
В нашем «народном ВПК» (и не обязательно таком уж народном, дроны и антидроны сейчас колхозят вполне солидные заводы, но объёмы выпуска и у них «колхозные», а себестоимость — «бутиковая», ибо «хэндмейд») мы ещё начиная с первой Дронницы подметили тенденцию, которая ко второй Дроннице уже стала очевидной многим.
Мы имеем несколько сотен(!) команд рукастых русских Кулибиных, которые создали какое-нибудь полезное устройство, и производят его у себя в гараже в штучных количествах, попутно пытаясь найти доброго спонсора с мешком денег, который смог бы превратить их кустарное производство в массовое. Но дяди всё нет и нет, и кулибины грустят — как же так, где же ответственный бизнес, где же государство, оборонзаказ, вот это всё.
Я им всем говорю: про гособоронзаказ, тщи кулибины, можете сразу забыть — там вся система устроена по принципу «проходили мимо — проходите дальше», ибо чужие здесь не ходют. Но вот разных народных и частных денег на ваши устройства есть, и без всякого военпреда: если командиры, с которыми мы работаем напрямую, говорят: «нам это нужно», значит, оно у них будет. Но мы не ГОЗ в том числе и в плане подхода к расходованию средств: мы их считаем очень бережно и при этом абсолютно непатриотично — по соотношению цена/качество. И вот если вы, тщи кулибины, можете дать нам вот такие-то объёмы в такие-то сроки и по такой-то цене (условия должны быть лучше или хотя бы такие же, как у наших китайских друзей) — мы ваши заказчики.
И вот тут у кулибиных начинается грусть-тоска. Оказывается, что даже если они будут работать совсем бесплатно и вообще себе в убыток — себестоимость их продукции всё равно будет выше, чем у китайцев, а нужных объёмов они не выдадут примерно никогда. И идут они, солнцем палимы.
Потому что разработать уникальное устройство — и разработать систему массового производства таких устройств — это две очень разные инженерные компетенции. И если с первой у нас в стране до сих пор очень неплохо, то вторая утеряна почти наглухо, если когда-либо вообще и водилась в достатке. А адекватная себестоимость возникает только на масштабе, иначе никак. И, кстати, у «большого» ВПК те же проблемы — «аналоговнет».
Вот это и будем обсуждать с коллегами-производственниками, в контексте практических задач НПЦ «Ушкуйник». Если есть устройство — например, противодронная окопная глушилка — которая имеет подтверждённую эффективность и поток заказов с передовой, то вопрос о том, как сравнительно быстро и максимально дёшево запустить её хотя бы мелкосерийное производство — должен быть вопросом одного-трёх месяцев, а не одного-трёх лет; потому что через полгода она уже устареет и нужно будет делать что-то другое.