"Ушкуйник" выходит в море
Важное для нас событие: началась первая боевая апробация безэкипажных катеров, разработанных с нуля в нашем НПЦ. Несколько сценариев применения, от логистических до ударных. Картинок пока не будет, но есть несколько соображений по "беспилотному флоту", которыми хотелось бы в связи с этим поделиться.
Наше объективное отставание в БЭКах (такое же, как пару лет назад было в летающих дронах) может быть преодолено, если будут решены некоторые задачи, позволяющие "обойти на повороте" противника, который сильно раньше нас начал развивать это направление и создал нам серьёзные проблемы, в частности, на Чёрном море.
Ключевая, как обычно — в мышлении. У нас привыкли проектировать и строить флот в модели "на века" — надёжно, основательно и... дорого. Даже те модели БЭКов, которые регулярно кочуют с одной выставки на другую — это полноценные суда, вооружённые множеством разных систем связи и навигации, ценой в многие миллионы (а то и десятки миллионов) рублей, и идея, что надо сделать простой одноразовый брандер, задача которого — довести груз до цели и самоуничтожиться, очень трудно проникает в головы и инженеров, и технологов производства, и конечных заказчиков.
То, что нужен в первую очередь дешёвый, максимально массовый и серийный, простой в управлении дрон-камикадзе, только не летающий, а плавающий, вроде бы понятно, но на практике никак не получалось. Даже несмотря на то, что образцы украинских "магур", представляющих из себя по сути переделанный мексиканский гидроцикл для пляжного отдыха, у наших спецов имеются уже года два как.
Там же — особенности мышления флотских. Проведя серию испытаний на море, мы столкнулись с тем, что офицеры буквально физически сопротивляются идее, скажем, утопить БЭК в ходе учебных стрельб: их и так мало, в хозяйстве пригодится, а вот мы вам дадим надувной плот с моторчиком, по нему стреляйте. Это от бедности нашей; и здесь нужно просто создать избыточность, чтобы научиться воспринимать безэкипажный катер как расходник.
Итого, необходимо решить три проблемы.
Первая — это массовое, серийное и максимально экономичное производство корпусов. Причём не на специальных верфях, а на плюс-минус любом "обычном" предприятии, способном работать с металлом, пластиком и деревом.
Вторая — это движки. Когда-то в СССР было неплохое собственное производство двигателей для маломерных судов; но его почти полностью "съели" даже не китайцы, а ещё японцы. Сейчас делать движки 20-100 л.с. в режиме "быстро-много-дёшево" — та ещё задачка.
И третья, самая главная — это связь и навигация. "Как жить без Старлинка". И как научить дрон понимать, где он вообще находится, когда кругом вода (и камера никак тебе в этом не помогает). И когда у своего берега свои же глушат примерно всё, а у чужого то же самое делает противник.
Могу сказать так. Первую мы решили, найдя достаточно изящный и экономичный вариант, позволяющий очень быстро делать любое количество корпусов для БЭКов — камикадзе, дрононосцев, перевозчиков грузов и даже плавающих мишеней. Вторую — решили частично, и со временем решим полностью. С третьей больше всего возни, потому что приходится комплексировать различные виды связи (в том числе и оптоволокно, как без него), дублируя каналы и переключаясь между ними на разных этапах сценария, но как именно мы это делаем — прочитаете, наверное, у Флеша ))) когда какое-нибудь из наших устройств попадёт к ним на осмотр. Я пока не буду.
Сейчас мы работаем над полупогружными и погружными дронами. Это следующий этап. Получится что-то — расскажем. Но пусть противник знает одно: беспилотная война на море — это игра, в которую можно играть вдвоём.
И в самое ближайшее время он, надеюсь, в этом сможет убедиться.