Не соглашусь. Потому что если все предопределено, то любая ответственность - всего лишь фикция. Если не предопределено, а опирается на свободу воли, то только и исключительно ответственность и есть. А сделать вывод насчет предопределено/не предопределено возможности нет никакой. Получается, что одновременно мы упремся в другую проблему - соотношения субъективности и объективности. Которая ровно так же не решена за все время существования человечества. И таких нерешенных проблем множество.
Поэтому в психологии принято говорить о психической реальности, которая существует в любом случае и вполне определена для каждого отдельного человека.
И с этой позиции вполне правомерно высказывание одной моей знакомой психологини: "Если ко мне придет человек, уверенный, что его язва желудка вызвана сусликом, который сидит у него в желудке и жрет его изнутри, я буду выгонять этого суслика из его желудка, и мне плевать, есть ли там там суслик на самом деле или он лишь плод его фантазии".
Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость.
А.Н.Радищев
С чем? Кто-то из нас другого, видимо, недопонял...
Я говорю о том, что если мы признаём наличие у нас "свободы воли" (хоть в каком, даже ничтожно малом количестве) наряду с "божественной предопределенностью" (вплоть до 99,99%), то мы вынуждены признать (и нести!!!) наличие собственной ответственности. И вот эту-то ответственность (свою) мы и можем рассматривать, потому что "божественная ответственность" нам непонятна и недоступна.
В таком виде возражения есть?
В ком не воспитано чувство свободы,
Тот не займет его; нужны не годы —
Нужны столетья, и кровь, и борьба,
Чтоб человека создать из раба.
(Н.А.Некрасов)
В теории - нет. В реальности все равно есть. Потому что как ты определишь свой 1% (или 5, или 50), если ничего не знаешь об остальных 50 (95, 99)? Здесь совсем другие механизмы взаимоотношений с ответственностью работают, они не на волевые механизмы опираются. Но для того, чтобы о них рассказать, мне пришлось бы изложить хотя бы в общих чертах основы юнговской психоаналитической парадигмы, на которую я в этой сфере склонен опираться. Мне все равно придется этим заняться, иначе я не смогу донести свою позицию до танкиста (а я ему это обещал), но это здоровенная задача, и не так все быстро получится. Так что ты уж дождись, пока я это изложу, тогда и побеседуема об ответственности, ладно?
Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость.
А.Н.Радищев
Я ЭТО могу и не вынести: у меня слабая психика!
А какая разница? Разве ты можешь измерить "количество ответственности"? На мой взгляд, здесь просто необходимо определиться: либо я несу ответственность за свои поступки, либо - нет (потому что полностью подчинена "высшей воле").
В ком не воспитано чувство свободы,
Тот не займет его; нужны не годы —
Нужны столетья, и кровь, и борьба,
Чтоб человека создать из раба.
(Н.А.Некрасов)
Речь не о количестве, а о том, какой из этих процентов твой (то есть за что именно ты должен отвечать), а где ты посягаешь не на свое. Ошибки именно в этом "определении" приводили к жутким тиранствам, совершаемым с самыми чистыми целями. Простейший пример - детишки Савонаролы. Знаешь, сколько таких примеров в истории?
Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость.
А.Н.Радищев