Исторические мемуары приписывают Ж. Фуше (министру полиции наполеоновской Франции) фразу: «
Это хуже, чем преступление, — это ошибка». Сказал он ее, вроде бы, после ареста и казни герц. Энгиенского, что привело к формированию 3-ей коалиции стран Европы против Наполеона. Никто не знает, говорил ли это Фуше на самом деле (и был ли это Фуше), но данная фраза вошла в обиход, обозначая с тех пор серьезные политические просчеты, имеющие серьезные последствия. И именно ее я вспомнил сразу после того, как услышал об аресте Ю. Тимошенко.
Поражает мотивация, которой был обоснован сам факт задержания. Дескать, не уважает Юлия Владимировна демонстративно суд. Конечно, она действительно демонстрировала суду неуважение каждый день. Но есть одна проблема.
Заключение под стражу – это не форма наказания за подобные действия. Заключение под стражу – это мера пресечения. И, в первую очередь, пресечения двух действий: побега обвиняемого и давления его на свидетелей. Закон Украины «О предварительном заключении» ясно указывает на цели, которые преследует такое заключение. А именно, речь об уклонении от следствия и суда и продолжении занятия преступной деятельностью.
Поскольку процесс идет не первый день, то, очевидно, и переговорить со свидетелями, и бежать Тимошенко могла неоднократно. Следовательно, никаких внятных оснований для ареста именно сейчас не было, и поведение в суде сам арест не регулирует.
Подобная непоследовательность действий – уже основание для жесткой критики. И критикам вкладываются в руки все козыри.
Еще больше поражает инкриминируемые Ю. Тимошенко обвинения. Не так давно, 22 июля судья Киреев сформулировал обвинение против Ю. Тимошенко, которое заключается в том, что "занимая должность премьер-министра Тимошенко лично подготовила и предоставила директивы на переговоры между "Нефтегазом" и "Газпромом". Кроме того, она обвиняется в том, что формируя указанные директивы, знала, что они принимаются исключительно коллегиальным решением Кабинета министров, но, несмотря на то, что правительством документы не были приняты, утвердила их и предоставила их лицу уполномоченному подписать контракты, сообщив недостоверную информацию о том, что директивы утверждены", - отметил судья. "В результате был заключен неприемлемый контракт, нанесший ущерб Украине. В этом и состоит превышение служебных полномочий", - уточнил Киреев.
Итак, инкриминируется превышение полномочий, которое выразилось в отсутствии коллегиального утверждения правительственных директив, что повлекло заключение невыгодных для Украины межгосударственных договоренностей. Последнее – ключевой момент обвинения.
Именно о невыгодности для Украины договоренностей говорили в суде многие свидетели «от прокуратуры».
Немного подумаем. Не один год пропагандистским шаблоном, используемым в борьбе, был тезис о «Юльке-воровке». Следовательно, вся «прогрессивная общественность» имела все основания ожидать, что именно по факту воровства (хищения, коррупции, взяточничества и т.д.) будет возбуждено дело против Тимошенко. Однако все соответствующие инициативы в Генеральной прокуратуре заглохли еще на начальных этапах. На «финишную прямую» вышло только очень скользкое «превышение полномочий», которое вполне может быть истолковано как «политическая статья». Осуждение по ней Тимошенко – это все равно, что оправдательный приговор, поскольку он разрушает заботливо возводимое годами здание пропаганды. Если «воровку» судят за «превышение полномочий» без факта личной выгоды, то это автоматически лишает ее статуса «воровки».....