Действительно ли мы такие страшные и нетерпимы, или почему нас такими видят?

Тема Холокоста, к сожалению, не относится к наиболее актуальным в Украине. Во львовском случае ко всему накладывается еще и своя «националистическая» специфика.
Довольно часто можно услышать утверждение от обывателей, что евреи заслужили уничтожение своим поведением и участием в организации Голодомора.
«Компромата» на политиков, ученых и других публичных людей и в дальнейшем остается подозрение в еврейском происхождении. Нет как такого откровенного общественного диалога на эти раздражающему темы.
Украинские историки занимают, как правило, оппортунистическую позицию и ситуативно реагируют на появление той или иной публикации «на тему» в зарубежных изданиях.
Сегодня прочитал статью Тома Гросса в «Гардиан». Читая это «откровение» британского журналиста, не переставал думать:
для чего это написано? Почему так некомпетентно?
В последнее время появилось некое отдельное «каста» журналистов и публицистов, которые пишут статьи на темы, которые обречены на международный успех, к которым относится также и «еврейская тема». Надо приветствовать интерес британского журналиста до наших страны и города.
Это хорошо, что такие уважаемые издания рассказывают миру о нас и помогают общественности во Львове нажать на власть в плане более ответственного обращения с историческим наследием города. Но как может этому поспособствовать статья, например, Тома Гросса, если она просто соткана из неточностей и откровенной лжи?
Поэтому о неточности и лжи.
Автор очень неуклюже пытается сравнить уровень толерантности во Львове теперь и в 16 веке. Понятно, что в его видении уровень терпимости был тогда значительно выше, чем сейчас. Где же ему знать, что в 16 веке существовала масса ограничительных законов для евреев: о том, где они имели право жить, а где нет, разрешения на строительство иудейских сакральных сооружений «утверждал» латинский архиепископ, и они погружались глубоко в землю, чтобы только не быть выше христианских святынь, ибо это было запрещено. Автор также не знает истории синагоги «Турей загава» (более известной теперь как «Золотая Роза»), которая была отобрали у евреев христиане римо-католики за того, что председатель еврейской общины Львова Исаак Нахманович построил ее без разрешения латинского архиепископа.
Автор также не знает, что евреи за возвращение своей синагоги заплатили огромную компенсацию отцам-иезуитам, благодаря которой те построили свой великолепный костел во Львове. Трудно было бы назвать Львов толерантным и в 17 веке, ведь город отметилось рядом кровавых погромов против евреев.
Автор пишет, что на прошлой неделе сам наблюдал, как бульдозеры уничтожали остатки известной львовской синагоги «Золотая Роза». Пишет о том, что как раз на прошлой неделе власти построила забор вокруг стройплощадки, который расположился в бывшей синагоги. Это не правда, потому незаконное строительство происходит на месте бывшей славной ешивы, что является не менее роковым для исторического наследия Львова.
Не прав автор также, когда заявляет, что в 1941 г. большинство львовских синагог были сожжены вместе с евреями, которые там молились. Историкам известен только один такой жуткий факт, касающийся уничтожения прогрессистского Темпеля на площади Старый Рынок. Еще раз повторюсь, такая детализация отнюдь не умаляет страданий погибших и не отрицает ужасающего преступления. Но такое произвольное трактование тех событий подрывает доверие к автору и вызывает сомнение ко всему сказанному им.
А в статье у г Гросса таких «неточностей» - в каждом предложении. Автор пишет, что Львов был присоединен к СССР в 1945 г., но на самом деле надо говорить о 1939 или 1944 годы. Он пишет, что евреи во Львове до 1940 года составляли большинство населения города. Это далеко не так. По самым смелым подсчетам, население Львова в соотношении было таким: 50% - поляки, 33% - евреи, 16% - украинцев. Возможно потому, что автор поленился заглянуть даже в Википедию, он объявляет все жертвы Львова и окрестностей еврейскими.
Так и пишет о 420 тысяч замученных во Львове и окрестностях евреев. А где же польские, украинские, русские жертвы? Да и не все евреи были уничтожены в Яновском концлагере. Действительно, часть узников гетто нацисты вывозили в Лисинецький лес и там розстрилювалася. Но фактом остается и то, что значительная часть заключенных евреев была отправлена в Белжец на эту правдивую «фабрику смерти».
И уж совсем в водоворот фантазий погружается господин Гросс, когда открывает доселе неизвестные историкам факты. Оказывается, за Гросу, когда уже все «польские и украинские" евреи Львова были уничтожены, то в город прибывали специальные транспорты с румынскими и венгерскими евреями, которых всех здесь уничтожали. В дополнение автор утверждает, что во Львове было уничтожено больше евреев, чем в любом другом городе Европы.
Я понимаю, что цифра поразительная, но не менее впечатляет и другая, более точная цифра. Историкам известно, что после того, как часть евреев, спасаясь от немцев, убежала к советскому Львова, то количество еврейских жителей составляло около 130 тысяч. Только незначительная часть смогла эвакуироваться вместе с отступающими красноармейцами. По разным подсчетам с тех 130 000 львовских евреев оккупацию пережили только 800. Впечатляющая статистика ...
То, что Том Гросс пишет о Цитадели, просто не укладывается в голове. Оккупировав Львов и быстро продвигаясь вглубь Украины, нацистские войска взяли в плен огромное количество красноармейцев. Помещение старой австрийской Цитадели в центре города больше подошло для организации там лагеря для советских военнопленных. «Шталаг» был местом «медленного умирания», где людей не так часто расстреливали, как они умирали от голода, холода и болезней ... Это место стало местом смерти и для французских, а позже и итальянских военнослужащих. Возможно, и среди них были евреи, но не тысячи, как это утверждает автор.
Меня гнетет авторский подход к проблеме: неужели он считает, что россияне, украинского или поляки меньше страдали и мучились в лагере смерти, чем евреи? Для чего он превращает всех 130 000 заключенных «Шталага» в Цитадели на евреев? Ему мало других 130 000 еврейских жертв? Но все же согласен с автором в том, что является огромной надругательством над памятью погибших в этом месте людей, превращать бывшие казематы на пятизвездочные отели и планировать там строительство развлекательных заведений.
Том Гросс также эмоционально пишет, что власти Львова бульдозерами уничтожает остатки великолепной синагоги «Золта Роза», лишая евреев шанса когда-либо превратить это священное место на мемориал. Я также считаю грубое бизнес-вмешательства в сохранен архитектурный ансамбль средневекового еврейского города на уровне с преступлением. Но опять же, почему господину Гроссу было не поинтересоваться прекрасными инициативами Центра городской истории, немецкого «Общества технического сотрудничества» и Львовской городской администрации по благоустройству и увековечения мест еврейской памяти? Почему львовские собеседники не проинформировали господина Гросса о прекрасном международный конкурс по чествованию трех важных мест, связанных с трагическим еврейским прошлым? А там также говорится о проекте сооружения своего рода мемориала на «Площади синагог», в который входит и территория «Золотой Розы». Этот первый конкурс оказался на удивление успешным, для участия вызвались архитекторы буквально со всего мира. Компетентное международное жюри отобрало лучшие из лучших проектов. Их макеты выставляли и во Дворце искусств в центре Львова, и в Центре городской истории на улице Богомольца, 6. Событие вызвало большой интерес и подробно освещалась во львовских медиа. И как такой положительный опыт мог пройти мимо внимания журналиста, который специально приехал к нам, чтобы осветить ситуацию с памятью о Холокосте?
В завершение хотел бы поддержать мнение господина Мейлаха Шейхет о грубом отношении к историческим памятникам во Львове. Поддерживаю слова, превращение башни бывшего лагеря военнопленных на отель, по меньшей мере, неуважением к памяти людей, которые там погибли. Разделяю также мнение, что это просто позорно, когда важнейшие места памяти еврейского народа до сих пор остаются немаркированными в нашем городе.
А от себя добавлю, что мне стыдно рассказывать иностранцам, почему до сих пор «сердце» бывшей еврейской общины Львова - площадь Векслярська - и далее называется «Колиивщины». Однако не могу полностью согласиться с господином Мейлаха Шейхет в том, что Холокост продолжается и дальше, только теперь в архитектуре.
Да, уничтожение - колоссальные, но, может, все же лучше не профанировать память о погибших в Холокосте ...