Распад Украины и Галичина. Часть первая
Несколько лет подряд я начинал свои лекции для иностранных слушателей словам немецкого коллеги Кристофа Мика: "Галичина становится модной".
Подразумевалось, что интерес к галицкой исторической тематики среди ученых и литераторов Европы и Америки неуклонно растет.
Такая заинтересованность обещало богатые перспективы и Львову, и целом региона. Наконец, можно было надеяться, что богатейшие галицкая история и культура выйдут на межконтинентальный уровень и станут достоянием всего мира.
Этому больше мог помочь полиэтнический характер этого края в прошлом и славные литературные произведения писателей из Галичины. Однако с недавних пор должен корректировать свою прежнюю позицию и больше не говорить о невинной моде, а говорить про грубую политическую инструментализацию Галичины.
Краткий экскурс в историю "галицкого сепаратизма"
Причин возврата к галицкой тематики было множество, а еще больше мотивов - в тех, кто решил так или иначе воспользоваться им. Первая волна интересов галицкой темой в Украине была, наверное, самой безобидной.
Это были люди преимущественно из художественных и интеллектуальных сред, разочарованы советским ("совковым") содержанием независимой Украины.
Их обращение к Галичине скорее бегством от беспробудной украинской реальности и не содержало даже никаких политических намерений. В такой позиции было много инфантилизма и художественной игры для самоуспокоения. Границы этой группы постоянно колебались в зависимости от того, как выглядели внутренняя ситуация в Украине и особенно ее евроинтеграционные перспективы. Группа была очень интересной и комфортной для самих ее участников.
Со временем круг заинтересованных расширился, в основном благодаря прагматикам, которые обязательно хотели что-то вихиснуваты для себя, получить политические дивиденды или засветиться в "лучшем" свете перед гостями с Востока.
Тогда национально-патриотические среды Львова также не дремали: раз за разом появлялись то статьи из клеймением мифических галицких сепаратистов, то Дмитрий Павлычко выступит с новым поэтическим произведением о тех, кто в выборе между Днепром и Полтвой отдает предпочтение последней. К слову, стиль этого "антисепаратистичного" стиха один в один совпадает с другим его поэтическим произведением, где автор так же гневно осуждал сотрудничество "эсэсманов" и греко-католических достойных.
Но после поражения идей Оранжевой революции, события которой, казалось бы, окончательно и бесповоротно забрали почву из-под ног галицких автономистов, идея Галичины приобретает неожиданно новое звучание. Слишком большим оказалось разочарование украинских патриотов из Галиции и слишком выгодной оказалась разномастных политтехнологам методика "иншування" исторических регионов. Это отнюдь не означало, что на политической карте Украины появился новый игрок - галичане. Это означало, что новый народ захотели "увидеть". Оказалось, что в украинском случае было проще мобилизовать восточноукраинский электорат под лозунгами: "Не дамося галичанам-бандеровцам!" И тут на помощь политтехнологам поспешили разнообразные историки. Наиболее проворным оказался Дмитрий Табачник, который первым опустился со своих академических вершин к политическим низин, и ни на минуту не сомневаясь в существовании галичан как отдельного национальной идентичности, описал ее как можно подробнее. Такого расистского чтива в публичном пространстве Украины не появлялось давно. Господин Табачник считал, что галичане - это нация горничных и предателей, не зомбированные мыться, и вообще - результат селекционных экспериментов немцев и австрийцев над этим "карпатским народом".
За Дмитрием Табачником, галичане - не этнические украинцы, ибо настоящие украинцы - то только те российско-советские люди, которые веками мечтали жить под мудрым руководством россиян.
Новые / старые галичане
С выходом на исторически политическую арену группы Табачника наступили тяжелые времена для самих сторонников галицкой идентичности, поскольку им надо было или опровергнуть все и объявить себя наиболее Украинский Украинский, или же согласиться на огромную работу, назвавшись галичанами, сформировать мощную интеллектуальную базу под свою новую / старую идентичность. При этом второй вариант пришлось бы реализовывать в условиях тотального равнодушия населения Западной Украины до галицкого проекта. Более того, политические настроения тех мнимых галичан на практике были исключительно соборного и украинский. И здесь надо отдать должное отдельным загорильцям, которые, по принципу "собаки лают, а караван идет", стали развивать отдельную Галицкую культурную идентичность. Их можно по привычке назвать новейшими национальными будителями. Пока неизвестно, осознают ли они, за которую Сизифов труд взялись, понимают, что находятся в самом начале нового нации? Одно можно утверждать определенно: эти люди в недалеком прошлом были яркими украинскими патриотами-соборники и открестились от украинского национального проекта только через неуклюжие попытки его реализовать. А как известно, разочарование - враг оптимизма.
К положительным характеристикам этой среды, а речь идет о Галицком дискуссионном клубе "Матиус" во главе с Владимиром Павливым, следует отнести открытость и инклюзивность их проекта. Галицкий проект "а-ля Павлов" имеет очень широкие границы, где могут найти себе место все, кто готов акцептовать полиэтническое и толерантную традицию Галичины. "Митусивци" не собираются прибегать к героизации ОУН или УПА, не хотят чрезмерно подчеркивать особую роль какой-то одной из наций. Они действительно пытаются на основе собственной исторической традиции сконструировать новую модерна понаднациональну идентичность.
Итак, "Митуса" пытается по-особому конструировать свой новый национальный проект. Поскольку за всю историю этого края так и не витворилося новой национальной общности "галичане", то члены клуба радостью причисляют к новой сообщества всех желающих, независимо от их регионального и этнического происхождения. Попытки этой среды прыгнуть более национальность, возможно, и является похвальным, но выглядит очень искусственным. Не хотелось бы огорчать сторонников этого движения, но если такой эксперимент не удался в условиях существования отдельного коронного края Галичины в австрийское время, то уж сомнительными выглядят перспективы с переплавки сознательных украинских на не менее сознательных космополитических галичан в XXI веке. Хотя в деятельности этих сторонников Галичины видится меньше злого умысла - они работают над примирением различных национальных памятей, а их деятельность носит скорее культурно-просветительной, а не политический характер.
Зато существует еще несколько групп, которые пытаются политически эксплуатировать галицкую тематику. К ним можно отнести инициативную группу по созданию Украинской галицкой партии, сбор подписей за регистрацию которой аккурат в разгаре. Вызывает удивление то, что политическая партия, которая только создается, выбрала себе очень эксклюзивный и кулуарный путь. Вместо того, чтобы заботиться о массовости своего движения и ведения мощной партийно-политической мобилизации, это среда заняло выжидательную позицию. Мол, пусть другие рискуют и подвергаются, а мы себе знаем. Похоже, что эта "партийная" группа не прочь воспользоваться плодами просветительской деятельности таких сред как "Митуса", но не хочет навлечь на себя беду в виде клейма "галицких сепаратистов".
Как можно понять из планируемой названия, инициаторы создания новой политической партии как раз собираются эксплуатировать героический топос западноукраинского националистического движения, одновременно причисляя к своей исторической традиции существования полиэтнического коронного края Галичины австрийского времени. К такому возможного симбиоза вплоть просятся несколько существенных замечаний. Во-первых: нельзя совместить воду и масло, как нельзя скрестить наднациональный проект с националистическим. Ибо в таком случае авторам новой политической платформы придется заняться изысканием "Украинский следов" в галицком прошлом, а это убьет саму суть замысла. Во-вторых: эта партия, еще не створившись, пробует побороться за электоральное поле, на котором уверенно и давно топчется ВО «Свобода». При этом отмечу, что Всеукраинскому объединению просто нет равных в Украине по использованию как можно националистических лозунгов и эксплуатации героического пафоса украинского националистического прошлого. Для еще не созданной партии уже существует угроза растянуться в неестественном шпагате между украинскостью и галицькистю. А значит, снова попасть в ситуацию, которую мы наблюдаем на примере современной Украины, где речь идет о постоянной борьбе различных проектов: националистического против советского, украинский против малороссийского / российского и прочее.
Интересно также то, что члены инициативной группы по созданию галицкой партии до сих пор не артикулировали своей позиции в вопросе возможной федерализации Украины. Могу предположить, что такой позиции в галицких активистов нет. И тут почему-то без ответа остается несколько вопросов. Что именно помешало им еще высказаться по поводу необходимости перестройки Украины на федеративных началах? Каковы причины игры в молчанку, когда вопрос становится с каждым днем актуальнее? Также странным выглядит поведение политиков, которые избегают открыто декларировать свои взгляды относительно краеугольных вопросов своего будущего. Или они ждут, чтобы не подвергнуться опасности быть зачисленными в "пособников" Виктора Медведчука с его навязчивой рекламой федерализма, или им не хватает мужества и потенциала, чтобы открыто декларировать свои политические принципы и идеалы. И в первом, и во втором случаях вывод напрашивается один: а зачем нам еще одна партия ультра-осторожных трусов? Политических маргиналов у нас и теперь не хватает. Возможно, для того, чтобы скомпрометировать еще одну идею? В таком случае все становится понятным.
Добровольные "помощники" галичан
Политическая инструментализация Галичины не ограничивается узким кругом львовских и ивано-франковских политиков. Мимо такой лакомый кусок нетронутого пирога не могут пройти ни украинские регионалы, ни российские политтехнологи, ни "медведчукивци", т.е. те, кто хоть как-то обмакиваем пальцы в украинскую политику. Некоторые амбициозных галичан пытается с ними заигрывать, надеясь их обхитрить и использовать для своей благородной цели. А те вместо этого пытаются рядиться в одежды добровольных помощников галичан, рассчитывая если не на раскол Украины и поэтапную инкорпорации отдельных кусков до "русского мира", то по крайней мере на реализацию принципа "разделяй и властвуй".
Недавно на одном из уважаемых сайтов появилась статья с претензией на основательность под названием "Распад Украины. Независимая Галичина" авторства Юрия Лукшиця. Надо отдать должное автору, поскольку ему удалось с помощью нескольких риторических приемов написать статью о том, чего нет в природе. Он ни на секунду не сомневается в существовании современной Галичины. В непосвященного читателя может сложиться впечатление, что Галичина действительно существует, со своим сознательным галицким народом, в четко определенных административно-политических границах, ее общество четко структурировано по партийно-политическому принципу, и все тут только и мечтают об отсоединении от ненавистной Украине . Реальная же ситуация прямой противоположностью написанного. В трех бывших галицких областях живут люди с высоким уровнем украинских соборницкой сознания. Мало того, они, как правило, одержимы миссией перестройки всей Украине по своему западно образцу. Также ни для кого не секрет, что до сих пор условная Галичина была базовым регионом для всех национальных украинских партий. На последних парламентских выборах эта Галичина проголосовала за ультра-националистическую "Свободу", надеясь, что "нашим ребятам" удастся побить "их неукраинцев". Продолжать этот перечень считаю лишней тратой времени.
Но несмотря на это господин Лукшиць уже в самом начале статьи делает несколько категорических выводов: "В случае исчезновения Галичины Россия сможет снова установить контроль над большей частью Украины. В самом существовании Галичины - идеологическая основа Украина". И сразу резюмирует:
Отделения Галичины - наиболее вероятный сценарий территориального распада Украины.
В связи с этим у меня возникло несколько прямых вопросов ко всем тем, кто в дальнейшем собирается эксплуатировать галицкую карту. А готовы ли вы к сотрудничеству с такими союзниками, которых представляет господин Лукшиць? Как далеко идут ваши планы в возрождении галицкой идентичности? Или убедили вы себя в том, что украинский проект невозможно к реализации, а вам хватит сил и потенциала замахнуться на новый проект? Господин Лукшиць утверждает, что у галичан есть все предпосылки для государственности. И об этом пойдет речь в следующей статье.