исторически наоборот. "хлеба и зрелищ" было как раз на фазе трансформации свободного среднего класса в клиентуру. когда переход закончился (от античной демократии к феодализму), так зрелища с хлебами и отпали за ненадобностью.
со свободой-то понятно что делать, свобода среднему классу дана чтоб предпринимать. не как право, а как почетная обязанность.
то есть, чтоб свободно разбредаться во все стороны по открытому пространству, полному бесхозных ресурсов. античность Европы у нас знаменита чем? Средиземноморье! обширная природно-экономическая зона с прекраснейшим климатом; богатыми, разнообразными и легкодоступными природными ресурсами; с великолепной логистикой, и никем толком не занятое. эта задачка имеет единственное оптимальное решение:
Navigare necesse est, vivere non est necesse!
свободное мореплавание. эта стратегия воспроизводится многократно в истории, когда условия складываются подобным образом. крайний пример -- освоение виртуального пространства интернета.
под эти объективные условия общество людей изобретает демократию, свободу личности, средний класс (и еще к нему пару, а как же без них). и считает все это единственно и абсолютно правильным способом жить...
...пока условия не меняются... и тогда они все это забывают, и начинают верить в другое -- то, что помогает им принять новый способ выживания общества, клетками которого они являются... и так до следующего витка...
верность.
от которой происходят достоинство и честь (ну слава-то всякая бывает, она уж без привязок). но верность не может быть вообще, она должна быть кому-то/чему-то. чтобы чему-то служить, это что-то должно нуждаться в службе себе. а это уже другая форма общества, которую оно принимает под иные условия.