Галя, я вот с детишками не один год поработал - и начал еще тогда, когда о ювенальной юстиции слыхом не слыхивали.Не школа, конечно - но люди те же
и очень разные, от ПТУшников в райцентре до студентов в Саратове. Да и свой уже в 8-й класс ходит - реально одной из лучших школ области, а не "лучшей школы Карелии", попавшей в минобразовский "топ-500 России" только в 2013-м году.
Кстати, о школе йунава аффтара:
http://ul.karelia.ru/index.phpшкола-партнер НИУ «Высшая школа экономики»;
"Школа инновационного типа", чо.Не лучшая, но престижная.
Так я чо скажу: либеральщина всяческая в школах началась... я еще доучивался.В Советском Союзе, о котором так стенает мальчик, не заставший в полном уме даже лихие 90-е. И уже тогда, в годы перестроечные, когда стало можно (помнишь?) до нас, школяров-комсомольцев, именно некоторые вовсю советские учителя (гуманитарии прежде всего) начали доносить правду. Рекомендовать для внеклассного чтения "Детей Арбата" ("Архипелаг ГУЛАГ" еще не был опубликован в Союзе, даже частями, так что это уж моей супруге рекомендовали
- она на 6 лет меня младше), посвящать отдельный урок истории судьбоносному ХХ-му съезду партии и прочая.
И либерализация системы - не имеете права за ухо ловить ребенка, который учителя матом послал (8-й класс, советские времена, приличная школа, чо!), не имеете права заставлять опоздавших на урок убирать класс и т.д. и т.п. - тогда же и началась.
И вот это, ужасающее юного максималиста -
- это в общем-то портрет и нашего поколения. Не полностью - ну так и там поправку на школу надо делать. На специфику "местечково-элитарных" детишек.Эх, сколько у нас боролись с "вещизмом", с тем, чтобы не таскали электронные "американские"
часы из "комиссионок", с богатыми сережками у богатых девочек... впрочем, когда боровшейся учительнице такие же "подарили" перед выпускными экзаменами - не побрезговала, взяла.
Очень узнаваемо. И без всяких пабликов.И вот это -
- ну очень знакомо. Хотя бы даже по однокласснику моему, написавшему сочинение по "Поднятой целине" не так, как надо - а вполне в духе того самого, либерального, что тогда уже хлынуло, но... в программе по литературе было по-другому, там чОтко было указано, как именно следует воспринимать образы и что именно хотел сказать автор тем-то и тем-то, а кто не понял - тот сам себе дурак.
Берем учебник, добавляем что-нибудь из критического послесловия к произведению, вспоминаем, что и как говорила учительница на уроке - сочинение на "пятерку" готово... думать учили, да. Думать, что и кому говоришь - что можно, что нельзя, "одни слова для кухонь, другие для улиц"...
В общем-то СССР развалили люди, воспитанные в советских школах, выпускниками советских педВУЗов. А филфаки и истфаки - не скажу насчет либеральности в Москве, а вот по республикам точно были рассадниками... мнээээ... "подъема национального самосознания".Вон, Фарион хотя бы припомнить...
А сейчас "родители, уткнувшиеся в телефоны и компьютеры" - это прежде всего поколение, выросшее в 90-е. "Потерянное" в очень многом, упущенное родителями, боровшимися за выживание в новых условиях. И получившее от своих родителей образец/стандарт поведения: цел, сыт, ничего не случилось? Ну и хорошо. Двойка? Ну, не переживай, сейчас и двоечники, вон, на "Мерседесах" ездят, кому они нужны, эти пятерки...
А с "правами ребенка" - это да. Это уж примета времени.![]()
Примета, замечу, стабильности- при которой вопросы, кто прав и кто какие права имеет, решает именно закон с его представителями, а не крыша с волынами.
Примета общества, в котором подчиненный может подать в суд на начальника, водитель - на инспектора ГИБДД, "простой гражданин" - на чиновника и т.д. - и при этом выиграть такой суд. Если прав. Ювенальная, не ювенальная - но юстиция таки работает и защищает законные права граждан. Пусть не всегда и не всех - но массово. И граждан именно этому учат. Смолоду.
Не учат только двум вещам: что любое право предполагает и исполнение обязанностей и что наличие прав и свобод не освобождает от ответственности за свои действия и необходимости думать, что именно ты делаешь - в том числе когда кто-то, права не имеющий, имеет при этом возможности - и ими пользуется.
"Пешеход! Умирая на переходе, помни - ты был прав!"(с)
Но этого в школьных программах никогда не было. Этому только жизнь учила. И родители.
И сейчас в разных школах - ну очень по-разному бывает. В зависимости от трех сторон: учителей, учеников и родителей. И каждый раз эта колода тасуется по-разному.
А в целом-то нынешнее, подрастающее поколение, вот эти самые 14-16-18-летние - оно не хуже нашего, точно.
И большинство в нем - отнюдь не тупое. Просто интересы у него свои - и что в их круг не входит, на то они забивают болт. Свободно.Ну, или насколько получается.
А школа наша, увы, "ан масс" не может предложить детям ни то, что им реально нужно - ни так, как им будет действительно интересно. За очень редкими исключениями - совпадениями в одном месте учителя-энтузиаста, начальства, готового ему позволить "выход за рамки", и достаточного финансирования для этих экспериментов... Но это те исключения, которые подтверждают общее правило:
- образование наше не успевает за развитием общества.
И проблема эта назрела еще в 80-е, но - увы, наши "высшие слои интеллигенции", традиционно прозападные, не нашли ничего лучшего, чем попытаться скопировать западную систему.
Как на наиболее соответствующую либеральным (даже у гуманитариев-коммунистов!- только там "социальный" либерализм, а не "рыночный") традициям и взглядам интеллигенции.
А предложи сейчас китайскую систему образования взять за образец да программу привести в соответствие с "велениями времени"...
...во первых, хором взвоют все, а во-вторых, у нас просто не найдется кадров для этого.
Потому что сейчас у нас - кто есть, тот и учит. Чему сам знает - и как учили учить.
Ну вот где сейчас найти в каждую среднюю школу нормального "трудовика" или военрука, не говоря уж - преподавателя ОБЖ (как выживания, а не "здорового образа жизни") или автодела?