Специальные информационные операции разных типов осуществляются по приблизительно одинаковой схеме. Исходя из общих положений системного анализа, она выглядит так.
1. Предварительный этап. На этом этапе происходит планирование операции, в частности определение целесообразности ее проведения, целей, задач, сил и средств, целевой аудитории влияния, приемов и методов влияния и т.п.
2. Информационный повод. На этом этапе специальной информационной операции необходимо выбрать и/или создать так называемый информационный повод. Под информационным поводом здесь и дальше понимаем событие (или «псевдособытие»), которое можно использовать как повод для пропагандистской кампании или информационной операции. Выбор информационного повода составляет отдельную проблему, которая подробно рассмотрена в специальной литературе.
3. «Раскрутка» информационного повода. Этот этап является основной частью любой информационной операции. Его сущность состоит в использовании информационного повода ради достижения целей операции, то есть для усиления, формирования или разрушения определенных психических стереотипов и установок.
4. Выход из специальной информационной операции или этап закрепления. Важнейшая задача этого этапа — обеспечение плавного завершения пропагандистской кампании или информационной операции после достижения поставленных целей или через форс-мажорные обстоятельства.
Этап планирования специальной информационной операции.
Здесь возможен следующий порядок деятельности (необходимо заметить, что этот порядок построен исходя из общего механизма планирования любых силовых действий.
1. Определение цели.
2. Определение объекта.
З. Анализ сил и средств, ресурсов, определение исполнителей.
4. Определение методов и приемов.
5. Разработка приблизительного сценария.
6. Определение критериев оценки успеха.
Подобный общий план предлагают и авторы странички в Интернете, посвященной реализации влияния на сознание (
www.influenceatwork.com — школа американского психолога Р. Чалдини). Любой из вышеперечисленных пунктов можно детализировать и дальше, тем не менее, достигнутый уровень детализации является для наших целей оптимальным.
Этап создания информационного повода.
Как информационный повод можно применять практически любое событие, о чем свидетельствует известный исторический анекдот о синяке алжирского бея. Суть этого анекдота состоит в следующем: французский журналист, находясь в Алжире, увидел на лице бея синяк и передал сообщения в Европу о том, что во время вооруженной стычки бея поколотили враги. Бей был союзником Франции, поэтому газета напечатала сообщение об антифранцузском заговоре в Алжире, во время которого пострадал бей. Немецкая газета перепечатала это сообщение с комментарием о французских захватнических планах в Северной Африке и призвала поддержать свободолюбивых арабов. МИД Франции после прочтения немецкой газеты вызвал посла Германии для объяснений относительно поддержки антифранцузского заговора.
Впрочем, намного лучше, если информационный повод действительно является важным событием как таковой. Это любое событие, которое каким-то образом соотносится с имеющимся, актуальными стереотипами аудитории, нарушает определенные табу: акты святотатства, чрезвычайное насилие и т.п. Исследование стереотипов — интересная проблема, тем не менее для решения она требует строгого научного подхода.
Известно, что любая система стереотипов и, тем более, национальная, в своей основе, изменяется очень медленно. В частности, «Кодекс строителя коммунизма» во многом наследует «Нагорную проповедь» Иисуса Христа. Отсюда можно сделать важный и далеко не очевидный вывод: базовые структуры массового сознания в постсоветских странах в своих характеристиках мало изменились со времен застоя. Например, по оценкам исследователей, сейчас, как и раньше, люди сильно доверяют печатному и, в особенности, экранному слову.
Второй вариант информационного повода — события, которые оказывают непосредственное влияние на людей, составляющих подавляющее большинство целевой аудитории. Действенным примером подобного повода для массовой аудитории являются экономические кризисы, особенно в снабжении продовольствием (известные «хлебные бунты», Февральская 1917 г. революция в России и т.п.. – Прим. авт.), или, например, резкая девальвация, прыжок цен и т.п.
В подавляющем большинстве случаев как информационный повод используют отрицательные события, которые намного четче отражаются в сознании аудитории.
На выбор/создание информационного повода должны влиять, прежде всего, характеристики целевой аудитории, в частности ее национальные, социальные и прочие стереотипы или установки.
«Раскрутка» информационного повода.
Этот этап фактически и является пропагандистской кампанией. Тем не менее, учет требований обратной связи важен и во время обычных пропагандистских кампаний, а в специальных информационных операциях он приобретает еще большее, ключевое значение.
Закрепление или выход из специальной информационной операции.
Любая специальная психологическая операция имеет в своей основе манипулирование общественным или индивидуальным сознанием. Как считает И.Доценко, основным признаком манипуляции является ее непонятность для объекта. Другими словами, разгаданная манипуляция, по определению, является неудачной. Точно так же, если объект влияния понимает, что против него проводится специальная информационная операция, то он всегда может найти методы противодействия и сорвать ее. Именно поэтому необходимо осуществлять «мягкий» выход из специальной информационной операции. Часто этим требованием пренебрегают, что приводит к значительному, а иногда и катастрофическому уменьшению эффективности операции. На этом этапе необходимо решить задачу закрепления достигнутых результатов. Особенно это важно в операциях, направленных против субъектов принятия решений.