Украина наиболее успешна при внешнем управлении ею.
Академик НАН Украины Юрий Пахомов
А вот этой цифре я уже не верю. Единственной цифре из вашей таблицы. Как нас учили - твердотопливные движки имеют на выхлопе много мельчайших твердых частиц, образующихся в основном от связующих компонентов, что резко увеличивает средний молекулярный вес истекаемых газов - а значит уменьшает удельный импульс. В среднем потеря импульса по сравнению с жидкостными ракетами может доходить до 40% от удельного импульса на кислороде-керосине или несимметричном диметилгидразине - азотном тетраксиде. Эта величина обычно строго засекречена (это важнейшая характеристика качества топливной шашки твердотопливного двигателя) - остальные величины вычисляются по траекторным измрениям (например с кораблей слежения). Поэтому величина удельного импульса для РДТТ - это игрушка для пиара - мало кто знает ее истинное значение. В данном случае она точно завышена - те самые "очепятки" - о которых вы говорили выше сами. Именно поэтому я вам и говорил о деталях ее вычисления (неравномерность тяги двигателя, поправка на атмосферу)...
Украина наиболее успешна при внешнем управлении ею.
Академик НАН Украины Юрий Пахомов
напрасно, кстати -- есть данные по самым разным американским твердотопливным движкам, и они все примерно одного диапазона. например, ускорители шаттла -- удельный импульс 269с.
да что там далеко ходить, вами же рекомендованный Павлюк с Копытовым на пару берут для рассчетов РДТТ первой ступени 2460м/с (=251с) и 2843.4 м/с (=290с). они-то чего пиарят?
даже если так, то до 40% это 205с вместо 287с, а 160 это почти вдвое разница.
все равно никак ни в какие ворота не лезет.
не такая уж и тайна, вообще-то.
ускорение определяется по динамике движения ракеты.
время работы двигателей наблюдается непосредственно.
массы ступеней и топлива, если они не опубликованы, можно оценить по косвенным признакам.
импульс может быть вычислен из этих значений.
287 \times 0.6 = 172,2.
Если поточнее посчитать средний удельный импульс первой ступени - то так и получается.
Так что ворота нормальные.
У ускорителей Шаттла - геометрия другая - он в длину метров 40. Чем больше отношение длины к диаметру - тем больший удельный импульс может иметь РДТТ.
Я думаю дальнейшиее будет близко к качественным соображениям - поэтому на эту тему лучше будет просто выкладывать новые добытые цифры.
Цира 90 тонн тяги (примерно) для Трайдента II зафиксирована в общедоступных материалах. Если появится ссылка на 140 тонн - с интересом буду изучать.
Замечу только что ваше "увеличение" тяги первой ступени только сокращает активный участок - намного серъезней чем указано в официальных данных.
Добавлю что и мне не нравится малый получающийся удельный импульс РДТТ. Тут какая-то свистопляска с цифирями очень вероятна - надо разбираться...
Последний раз редактировалось skroznik; 04.08.2011 в 00:01.
Украина наиболее успешна при внешнем управлении ею.
Академик НАН Украины Юрий Пахомов
приведите хоть один пример реальной МБР с таким импульсом.
не найдете вы в живой природе такого чуда.
цифра 90т зафиксирована в единственном источнике, который копипастят остальные. и в тот первый источник она попала, скорее всего, будучи перепутанной с тягой у Трайдента-I.
никак не сокращает -- 172 секунды. у нас же с вами при снижении тяги снижение импульса выходит, помните?
вот что сокращается относительно официальных цифр, так это дальность.
Несмотря на то что я до сих пор рассуждал строго по определениям понятий - мне чисто интуитивно больше нравятся ваши цифры а не мои. Тяга 90 тонн мне не нравится по той причине что у "Булавы" тяга первой ступени БОЛЬШЕ 90 тонн... Ну а масса у Булавы намного меньше...
Первая ступень на Булаве работает 50 сек, а вторая 40 сек - что значительно меньше Трайдента II - по крайней мере официальных цифр...
А летает Трайдент (вопреки заявленным данным) дальше Булавы...
Нестыковка многих цифр налицо...
Давайте еще поищем не спеша - может что-то откопаем.
Украина наиболее успешна при внешнем управлении ею.
Академик НАН Украины Юрий Пахомов
Мне самому эта цифра не нравится - но что я могу поделать - один раз она указана прямым текстом - второй раз она вытекает из тяговооруженночти 1-ой ступени - это там в таблице тоже четко написано. Но если взять массовые характеристики - получается смешной удельный импульс - тут спору нет - хотя он тоже лежит в пределах старых экспериментальных данных. Но уж слишком мало.
Значит либо наврны массовые характеристики - либо действительно сознательно указана тяговооруженность 1-ой ступени вместо тяговооруженности всей ракеты.
Тяговооруженность объекта - штука устоявшаяся - все именно так как я вам говорил выше. Есть и понятие тяговооруженность двигателя (а не только ракеты или ступени) - отношение тяги движка к его весу...
В общем либо соврали в массовых характеристиках - либо сознательно напутали с тяговооруженностью...
Если соврали - разумеется сознательно - их упрекать за это нельзя.
В общем я бы еще поразбирался - не хочу делать сейчас жестких утверждений.
Украина наиболее успешна при внешнем управлении ею.
Академик НАН Украины Юрий Пахомов