Начиная с ноябрьского путча 2004 года, в ходе и после которого галицийско-хоружевские заговорщики захватили власть в стране, и до сих пор, Украина находится в состоянии вялотекущей холодной гражданской войны. Её внешними проявлениями стали неконституционные досрочные парламентские выборы 2007 года, попытки Виктора Ющенко вновь инициировать досрочные парламентские выборы в 2008 и в 2009 годах, постоянная борьба за полномочия между президентом и премьером, а также неустойчивость правящей коалиции и неструктурированность оппозиции в Раде шестого созыва.
Эта война имела шанс закончиться с уходом Ющенко из здания на Банковой. Среди ведущих политиков Украины больше нет столь убеждённых пещерных националистов и русофобов, способных столь же последовательно раскалывать общество и государство в бесплодных попытках заменить историю народа диаспоритянско-трипольскими мифами.
Однако экономический кризис, резко обостривший политическую конкуренцию, столь же резко снизил социальную стабильность. На «майдан» можно было свозить сытую проплаченную массовку, мечтавшую раз в жизни задарма съездить на экскурсию в столицу. Можно было «бодаться» разноцветными майданами в 2007 году. Народ был одет, накормлен, обеспечен работой и потому относительно спокоен – самая жаркая политическая дискуссия останавливалась в тот момент, когда её развитие начинало угрожать обывательскому благополучию.
Именно поэтому ненависть Галичины к Великой Украине и невосприятие западенских националистов Юго-Востоком не переходило грань холодной гражданской войны. Не ездили друг к другу в гости, не любили друга, не воспринимали в качестве своих сограждан, но за оружие не хватались – жаль было менять спокойную сытую жизнь, на полную неопределённости судьбу участника горячего внутреннего конфликта.
Ныне всё большую часть граждан Украины ничто не сдерживает – работы всё равно нет, деньги кончаются, а цены растут. Количество готовых к уличным протестам, по данным социологов, уже более 20%. Между тем, 10% - рубеж на котором заканчивается социальная стабильность и можно говорить о складывающейся революционной ситуации. 20% означает, что потенциальный революционер – каждый пятый гражданин Украины – есть в каждой семье. За вычётом стариков, детей и женщин – это каждый второй взрослый работоспособный мужчина. С ухудшением экономической ситуации число их будет расти.
При этом на экономическую проблематику будут накладываться, приобретшие в последние пять лет благодаря Ющенко гипертрофированное значение национальные, конфессиональные и лингвистические противоречия. И именно эти противоречия могут стать спусковым крючком конфликта, по окончании которого не будет ни власти, ни оппозиции, ни правых, ни виноватых, ни государства Украина.
Ростислав Ищенко, президент «Центра системного анализа и прогнозирования»