Фокус в том, что коррупция искоренима. Хотя и с очень большим трудом, но искоренима: достаточно вспомнить, была ли она в заметных размерах в сталинские времена. А вот преступность как таковую искоренить не удалось даже тогда. Отсюда простой вывод: заниматься надо тем, чего реально можно добиться, и не заморачиваться тем, что недостижимо. Так думаю.
Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость.
А.Н.Радищев
Была - просто принимала иные формы и не была такой нагло-открытой, как сейчас.А вообще-то моего родного деда в 1938-м освободили из-под обвинения по 58-й статье "за отсутствием доказательств" именно после того, как бабка дала следователю весьма нехилую по тем временам взятку - причем не она предложила, а у нее вымогали... О размерах коррупции на "низовых уровнях" - участковых милиционеров, председателей колхозов и т.д. и т.п. - где зачастую брали натурой
- остается только догадываться. Всевозможное "кумовство" (а в зависимости от национальных особенностей - и "клановость") - процветало. В том числе в наших несокрушимых и стойких, много раз зачищенных "органах".
В качестве наиболее "исторически зафиксированного" примера можно привести биографию и особенно карьеру небезызвестного Гейдара Алиевича Алиева - со всеми ее подробностями.
![]()
Все мы люди, все мы человеки, и коррупция неискоренима точно так же, как и вся остальная преступность: можно снизить общий уровень, подавить те или иные формы, лишить тех или иных возможностей - но ее не останавливает ни "всеобщий взаимный контроль" (система стукачества, проще говоря), ни "расстрельные" статьи за коррупционные преступления.
Единственная форма существенного уменьшения коррупции - уменьшение общей бюрократии, сведение к минимуму ее реальных возможностей "вязать и решать".