До 2007 года ХТЗ считался бесперспективным предприятием. Завод несколько раз менял собственников, причем все они стремились поскорее избавиться от актива. За 15 лет независимости Украины выпуск тракторов на ХТЗ упал в 4,5 раза: с 70 тыс. в 1992-м до 15 тыс. единиц техники в 2007-м.
В 2004 году ХТЗ был продан Виктором Пинчуком (группа «Интерпайп») Александру Ярославскому (DCH Investment Management). Интерпайпу завод оказался не нужен: предприятие плохо вписывалось в производственную цепочку компании Пинчука. К 2006-му структурам Александра Ярославского принадлежало 65% акций, однако и эта группа вскоре решила продать завод.
Началом масштабных изменений на ХТЗ стал 2007 год, когда российская группа «ГАЗ», принадлежащая Олегу Дерипаске, предложила Александру Ярославскому «поуправлять предприятием». Тогда же поменялся менеджмент и наблюдательный совет компании: на ХТЗ появились люди Дерипаски. Аналитики предположили, что украинская группа вот-вот продаст завод россиянам. Так и произошло: в середине 2007-го DCH продала часть своих акций группе «ГАЗ».
ГАЗу покупка Харьковского завода была выгодна: российская компания решила разместить на простаивающих мощностях завода производство специальной и дорожной техники (особенно гусеничной и бульдозеров), увеличить производство тракторов. Группа делает акцент на дорожно-строительную и коммунальную технику, спрос на которую должен вырасти накануне Олимпиады-2014 (пройдет в Сочи) и Евро-2012.
Российские аналоги ХТЗ уже сейчас полностью загружены.
С приходом ГАЗа на Харьковский тракторный завод расширился рынок сбыта украинской компании. ХТЗ начал продавать технику не только в Украине и России, как раньше, но и в Узбекистане, Прибалтике, странах Восточной Европы, Африке.