Двойственные чувства вызывает факт продления сроков базирования в Севастополе подразделений ЧФ. Возникает ощущение, что радовавшихся на митинге 27 апреля севастопольцев в очередной раз обхитрили, пошуршав у носа конфетной бумажкой цвета «славянского братства». За их счет осуществлена легитимизация украинского статуса Севастополя, причем без запредельных жертв в виде вступления Украины в таможенный союз или ОДКБ. Мало того, если абстрагироваться от колоссальной выгоды для украинского государства, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса которого уменьшится на пару миллиардов в год, то очевидным становится факт – экологической безопасностью и благополучием горожан, напрямую не связанных с Черноморским флотом, пожертвовали в обмен на преференции для остальной Украины. Уже зазвучали голоса о том, что ничего теперь в городе и развивать не надо – хватит и 15 тысяч уже созданных Черноморским флотом рабочих мест. Здесь правда не уточняют, что средняя зарплата вольнонаемных ЧФ в полтора раза ниже средней по городу! Иначе и быть не может – ведь любое воинское формирование является нерыночной, неповоротливой и ресурсоемкой структурой. И поэтому у здравомыслящих севастопольцев остаются надежды на диверсификацию экономики города. Мало того, горожане вправе требовать от правительства Украины дополнительных бонусов и преференций. Скажем, в виде выплаты каждому горожанину ежемесячной «флотской ренты» или превращения Севастополя в центр совместной российско-украинской газодобычи на шельфе.
Однако если севастопольцы в большинстве своем ( 55 против 45 % голосов в опросе телеканала СТВ вечером 23 апреля ) высказались в пользу продления базирования ЧФ, то яростная реакция украинских националистов и государственников является запоздалой. И после, в прямом и переносном смысле, драки, поздно махать кулаками. Кому пенять на подписанные соглашения? Абсолютно прав Анатолий Гриценко в своем интервью «Фокусу» ( http://focus.ua/politics/115291 ) – в расчете на единицу ВВП в Украине тратится в 5-6 раз больше энергии, чем в европейских странах. При этом за пять лет оранжевой власти о вожделенном энергобережении в стране исписаны тонны бумаги, а воз и ныне там! Единственное системное решение проблемы – выравнивание цен на газ и прочие энергоресурсы для всех категорий потребителей Украины без деления их на «имущих» и «малоимущих», принято не было. Ведь это означало бы отказ от практиковавшегося властями задабривания неработающего населения, когда в отдельные годы при росте экономики Украины в 6% социальные выплаты увеличивались на 30%! И это без учета дотирования частного потребления граждан, когда газ, вода, тепло и электричество реализовывались разным категориям потребителей по разным ценам и зачастую ниже себестоимости, при том что отрицательная разница в балансе предприятий покрывалась из местных бюджетов, а в случае НАК «Нафтогаз Украины »– из государственного! Поэтому предложенное российской стороной объединение является сверхвыгодным для Украины и дает нам шанс оптимизировать энергетику и запустить процесс ресурсосбережения, поскольку ставший в разы дороже для потребителей газ будет выгодно экономить на бытовом и частном уровне, повсеместно внедряя передовые технологии за счет самих потребителей. Однако население Украины в большинстве своем привыкло к патернализму, невысоким личным доходам и дотируемому потреблению, потому в качестве компенсации гражданам можно официально отменить подоходный налог и провести соответствующий секвестр местных бюджетов, убрав из расходной дотации коммунальным предприятиям и учреждениям культуры, которые превратились в существущие сами для себя «черные дыры» местных бюджетов. Культура в цивилизованном государстве является предметом частого потребления и власти не имеют права решать за граждан что лучше – просмотр хоккейного матча с бутылкой пива в руке или посещение картинной галереи. Главное, чтобы деятельность всех культурных учреждений перестала дотироваться из бюджета.В частности, по Севастополю совокупная сумма дотаций коммунальным предприятиям и учреждениям фактически равна поступленням от подоходного налога и ежегодно составляет около 30% бюджета города. Таким образом, в случае секвестра бюджета на данную величину, одновременно достигаются несколько преимуществ. Во-первых, деньги громады тратяться максимально эффективно. Сводятся к минимуму риски хищений и нецелевого использования средств. Во-вторых, у жителей Севастополя появляются свободные деньги, что с учетом действия так называемого «эффекта мультипликатора» дает значительный рост совокупного спроса, что оживляет деятельность всех субъектов хозяйствования. В-третьих, сама экономическая система города становится справедливой, рассчитанной на интересы работающего населения. В-четвертых, фактически выводится из тени «серый сектор» экономики, дающий до 40% ВВП. В-пятых, в гипотетическом случае изменения налогового законодательства не для всей территории Украины, а только для Севастополя, наш регион станет привлекательным для переселения в него людей с высокими доходами, что также внесет заметную лепту в его качественное развитие.