Полимеризация всей страны
В «СИБУРе» долго наводили на тобольском банкроте порядок, примериваясь к масштабным проектам. Запуск того же завода синтетического каучука позволил бы заметно увеличить рентабельность комбината. Ведь задумывался он союзным правительством как начальное звено логически выстроенной цепи. Конечным продуктом должны были стать высококачественные бескамерные шины, в которые предстояло обуть все отечественные автомобили. Производства бутилкаучука — поменьше, чем в Тобольске — запустили в Тольятти и Нижнекамске, теперь эти два предприятия контролируют 13 процентов мирового рынка бутилкаучука. А вот технологию производства галоидированного бутилкаучука только-только начинает осваивать «Нижнекамскнефтехим».
Но время сыграло злую шутку с тобольским каучуковым проектом. Его реанимация требует не только миллиардных вложений, но и коренной переделки. К тому же залежалое имущество явно не стоит четверти миллиардов долларов, что полтора десятка лет назад выложило за него государство. Вот и остается стародавний проект пылиться на полках.
После изучения тенденций на мировом рынке газохимики «СИБУРа» сделали ставку на полимеры. Их производство стабильно прирастает год от года, тем не менее все мощности, в том числе и вновь вводимые, загружены до предела. Россия пока значительно отстает от мирового процесса. За весь прошлый год три основных производства — «Томскнефтехим», «Уфаоргсинтез» и столичное НПП «Нефтехимия»— сообща с большим скрипом выдали чуть более 300 тысяч тонн полипропилена. На экспорт в Беларусь, Украину, Среднюю Азию и Китай доморощенные производители отправили почти 40 тысяч тонн белоснежных гранул. Одновременно отечественные потребители, дабы не остановить собственные производства, вынуждены были закупить в дальнем зарубежье 174 тысячи тонн полипропилена. Такая вот нехитрая арифметика.
За последние пять лет импорт полипропилена в нашей стране вырос вшестеро, тогда как его экспорт сократился вдвое. И это только начало. По самым осторожным прогнозам экспертов, до 2015 года спрос на полипропилен в России будет ежегодно увеличиваться не менее чем на 12 процентов и с нынешних 450 тысяч тонн вырастет до 1,3 миллиона. А ведь не за горами растущие зарубежные рынки, в сотни раз по своей емкости превышающие отечественный рынок. Причем за сырье там готовы платить в конвертируемой валюте. Ведь полипропилен давно уже стал основой не только пленок, всевозможных пластиковых труб и тазиков, но композитных и нетканых материалов, широко используемых в автомобильной промышленности, строительстве и медицине.
Заманчивые перспективы, когда спрос заметно превышает предложение, осознали многие. «Нижнекамскнефтехим», в конце прошлого года анонсировавший запуск завода полипропилена, пытается сейчас вывести его на проектные 180 тысяч тонн. Три месяца назад Вагит Алекперов, президент «ЛУКОЙЛа», открыл в Буденновске установку по производству 120 тысяч тонн полипропилена в год. Кстати, первый камень в ее основание заложили на следующий год после начала горбачевской перестройки и демократизации. О строительстве завода полипропилена мощностью 180 тысяч тонн уже третий год говорят в Омске, предлагая потенциальным инвесторам существенные налоговые преференции.
«СИБУР» не стал мелочиться, замахнувшись на установку в 500 тысяч тонн полипропилена в год. Разместится она в Тобольске. На завод подобной мощности отважились пока только в Саудовской Аравии.