Показано с 1 по 33 из 160

Тема: О язычничестве

Комбинированный просмотр

  1. #1
    Редкая птица Аватар для Негра
    Регистрация
    11.02.2009
    Адрес
    Москва-Нижневартовск
    Сообщений
    40,124
    Записей в дневнике
    5
    Вес репутации
    827

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Valtapan Посмотреть сообщение
    Так или иначе, но процесс осознания русским народом себя, как православного христианского народа, завершился примерно в 15 веке от Рохжества Христова.
    Скромно добавлю к такому качественному анализу, что даже в документах 16 века ещё встречается достаточно большое количество вполне себе языческих имен. Т.е. несмотря на то, что практически всё население было крещено, в быту использовались их языческие имена (или клички). Один только поп Огурец чего стОит!

    В ком не воспитано чувство свободы,
    Тот не займет его; нужны не годы —
    Нужны столетья, и кровь, и борьба,
    Чтоб человека создать из раба.
    (Н.А.Некрасов)

  2. Сказали спасибо Негра :

    Valtapan (04.08.2010)

  3. #2
    Незарегистрированный кандидат в Императоры Аватар для Волгарь
    Регистрация
    24.12.2008
    Сообщений
    81,056
    Вес репутации
    2110

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Негра Посмотреть сообщение
    Скромно добавлю к такому качественному анализу, что даже в документах 16 века ещё встречается достаточно большое количество вполне себе языческих имен. Т.е. несмотря на то, что практически всё население было крещено, в быту использовались их языческие имена (или клички). Один только поп Огурец чего стОит!
    Еще более скромно добавлю (как человек, не первый год занимающийся прикладной антропонимикой - мне за нее иногда деньги платят ), что не стОит при этом путать бытовые прозвища (клички) с языческими именами. Потому как с такой логикой можно дойти и до того, что нынешние "погоняла" есть настоящие языческие имена, а то, что в паспортах - чисто формально пишется, потому как у нас государство христианство насаждает...

    В качестве примера могу привести полное именование основателя Саратова - Григорий Осипович Зубок Засекин. Князь, между прочим. Так вот прозвище "Зубок" он получил не как языческое имя, при рождении, а уже во вполне зрелом возрасте - это отслеживается по документам все того же 16 века.

    При том, что в том же веке население было полностью крещено - процесс образования фамилий только недавно начался, в основном среди знатных людей. А запас крестильных имен был далеко не бесконечен... И если в одной деревне живет два десятка Иванов - надо их как-то различать, знаете ли, и при этом "Иван сын Петров" - тоже не гарантия четкой идентификации даже в пределах одного небольшого населенного пункта. Так что аккурат в 16 веке (с его бурно развивающейся бюрократией) в документах идет просто-таки массовая фиксация самых разных прозвищ, вроде "Карпик Песья Старость" или "Григорий Костяные Уши" - уж чего-чего, а прозвищ придумать можно было достаточно много, чтобы в сочетании с именами они не так уж часто повторялись.

    А вот система языческих имен у наших предков - это отнюдь не прозвища, данные в зрелом возрасте. Не индейцы, чать. Огурец как прозвище ну очень сильно отличается от таких имен, как Вадим, Неждан, Ярослав...
    ИМХО. Как всегда - только ИМХО. И не более, чем ИМХО. Но и не менее.

    Люди, живущие в «рашке», живут очень плохо. В отличие от них люди, живущие в России, живут хорошо.

  4. #3
    Редкая птица Аватар для Негра
    Регистрация
    11.02.2009
    Адрес
    Москва-Нижневартовск
    Сообщений
    40,124
    Записей в дневнике
    5
    Вес репутации
    827

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Волгарь Посмотреть сообщение
    Огурец как прозвище ну очень сильно отличается от таких имен, как Вадим, Неждан, Ярослав...
    Огурец - это просто пример. Ну... яркий что ли. А имен языческих действительно ещё достаточно было.
    Практика давать ребенку в дополнение к официальному крестильному имени еще одно, некрестильное, тем не менее удерживалась вплоть до XVII в. В древнерусском для обозначения внутрисемейных обиходных прозваний сначала использовалось выражение мирское имя в противоположность слову имя, обозначавшему подлинное имя, полученное при крещении. Но вскоре термин мирское имя был вытеснен термином прозвище. Другие древнерусские термины, например, прозвание или прирок, употреблялись довольно редко.
    В ономастических и исторических работах часто встречается термин некалендарное имя. Он означает имя, которое нельзя найти в церковном календаре, где значились лишь христианские имена, то есть имена святых православной церкви. Естественно, в древнюю эпоху этот термин никогда не использовался русскими. Первым текстом, о котором достоверно известно, что он был написан на Руси, было Евангелие, переписанное в 1056—1057 гг. для новгородского посадника, который в приписке был обозначен в крьщении Иосиф, а мирьскы Остромиръ. Если крестильное имя было обязательным, поскольку крестили каждого ребенка, то прозвище не являлось обязательным, и форма его полностью зависела от родителей. И все же большинство детей нарекалось, по-видимому, двумя именами. В тех случаях, когда оба имени соотносились с одним лицом, первым всегда называлось крестильное.(3)
    ...

    (3) Наблюдаются случаи, когда "мирское" имя предшествует крестильному, ср. Чернова Мавра, Упрям Иван (В е с е л о в с к и и С. Б. Ономастикон. М., 1974, с. 351, 332).
    ...
    (6) О церемониях при наречении новорожденному мирского имени у русских действительно ничего неизвестно, но судя по тому, что получение ребенком по достижении трех или семи лет нового имени сопровождалось специальным обрядом, связанным, в частности, с первым пострижением волос (см. Успенский Б. А. Мена имен в России в исторической и семиотической перспективе, с. 489), можно заключить, что и наречение первого имени было обставлено каким-то ритуалом. Следы "охранительной" (профилактической) и апотропеической магии и, следовательно, определенных ритуальных действий можно, по мнению А. М. Селищева, усматривать в ряде самих мирских имен, таких, как Найден, Продан, Краден, Куплен, Ненаш, отражающих обрядовую имитацию находки, продажи, купли, т.е. подмены новорожденного (см. Селищев А.М. Указ. соч.)
    http://www.imena.org/fnamist.html

    Приведем примеры внутрисемейных и уличных имен в дозорных и писцовых книгах первой трети XVII века Вологды, Устюга Великого и Белоозера.

    Богдашко Сосипатров (346), Баженко Океза (347), Томилко прядильщик (347), Первушка Мора (347), Третьяк Клок (349) и др.

    Девятко Максимов Верещагин (199), Жданко Конанов (178), Безсонко Денисов (177), Невзорко Еремиев (178) и др.

    Дружинка Ермолов (47), Первуша Елисеив (52), Русанко Козмин (44), Нечайко Хомутинников (45), Худячко Пирогов (51) и др.

    Тороканко мясник (338), Коротко Овдокимов (336), Блютко сапожник (336), Тюшляйко Петров (339) и др.

    Брага Мосеив (191), Таскайко Дементьев (194), Шишарка Кобелев (202), Туранко Карпов (229) и др.

    Зеленка Локтев (47), Шелыга (50), Выборко (45), Гуляик (50) и др.

    Отметим, что почти все горожане (посадские люди) именовались в тот период неполными личными именами (модификатами).
    http://bg-znanie.ru/article.php?nid=9825

    В ком не воспитано чувство свободы,
    Тот не займет его; нужны не годы —
    Нужны столетья, и кровь, и борьба,
    Чтоб человека создать из раба.
    (Н.А.Некрасов)

  5. 3 Сказали спасибо Негра:

    Valtapan (04.08.2010), Волгарь (04.08.2010), Янус Полуэктович (04.08.2010)

  6. #4
    Незарегистрированный кандидат в Императоры Аватар для Волгарь
    Регистрация
    24.12.2008
    Сообщений
    81,056
    Вес репутации
    2110

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Негра Посмотреть сообщение
    Огурец - это просто пример. Ну... яркий что ли. А имен языческих действительно ещё достаточно было.
    А обрядов языческих - и по сю пору много. Хотя народ уже считает их христианскими.

    Вот, например, почему в некоторых местах Саратовской области старушки к своим похоронам припасают именно кожаные тапочки? Не туфли какие-нибудь нарядные, не пресловутые "белые" тапочки, а обязательно кожаные?

    Объясняю: кожаные нужны потому, что на Страшном Суде перед Богом придется стоять на слезах, которые из-за тебя пролиты - так чтоб ноги не промокли...

    При этом предложение галоши надеть воспринимается как оскорбительное.

    Уже догадались, к каким временам и верованиям восходит пошив специальной обуви для покойника?
    ИМХО. Как всегда - только ИМХО. И не более, чем ИМХО. Но и не менее.

    Люди, живущие в «рашке», живут очень плохо. В отличие от них люди, живущие в России, живут хорошо.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •