Мифология и идеология: роль рациональности в их взаимодействии
Масштабный духовный кризис, ломка привычных ценностных ориентиров — все эти факторы спровоцировали мощные процессы ремифологизации общественного сознания. Крушение коммунистической идеологии — духовной основы советского государства — привело к образованию идеологического вакуума, который дезориентированное массовое сознание стало быстро заполнять различными социальными и политическими мифами. Таким образом, мифотворчество можно считать важным фактором современной общественно-политической жизни.
Идеология также представляется важнейшим социальным феноменом. В современной ситуации, характеризующейся отсутствием ясных и четких общенациональных целей, консолидирующих общество, вопрос создания новой идеологии действительно приобретает большое значение. Решение проблемы взаимодействия мифологии и идеологии позволяет установить их роль в развитии общества, что, в свою очередь, проясняет ключевые аспекты современной социальной практики.![]()
В ком не воспитано чувство свободы,
Тот не займет его; нужны не годы —
Нужны столетья, и кровь, и борьба,
Чтоб человека создать из раба.
(Н.А.Некрасов)
Заметим: ремифологизации, а не демифологизации.
См. майдауны.
А почему только современной?..
...и написать по этой теме ышшо стописяттыщ дриссертаций- каждый раз делая вид, что эта роль устанавливается заново.
Ненуачо - может, в прошлом году в соседней области все было совсем по-другому?!
Не говоря уж о том, что по этой проблеме писали еще бородатые классики.
И бритые - тоже.
(с) Карл Маннгейм, "Идеология и утопия", 1929 год - всячески рекомендую.Совершенно очевидно, что подобные проблемы могут стать общезначимыми лишь в эпоху, когда несогласие в большей степени бросается в глаза, чем согласие. Люди обращаются от непосредственного изучения вещей к рассмотрению способов мышления только тогда, когда перед лицом множества противоположных определений исчезает возможность прямой и длительной разработки понятий о вещах и ситуациях. В настоящее время мы можем более точно, чем позволяет сделать общий и формальный анализ, определить, в какой социальной и духовной ситуации внимание неизбежно должно переместиться от вещей к взаимоотклоняющимся мнениям, а от них – к бессознательным мотивам мышления.
Оттуда же ж:
Что касается понятия идеологии, то его непосредственно подготовило то ощущение недоверия и подозрения, которые человек на каждой данной стадии исторического развития обычно испытывает по отношению к своему противнику. Но только с того момента, когда это свойственное всем людям на всех стадиях исторического развития недоверие обрело методический характер, можно говорить о подозрении в его идеологическом значении. Эта стадия достигается обычно тогда, когда ответственность за сокрытие подлинных обстоятельств перестают возлагать на отдельных субъектов и все это не объясняют больше их хитростью, но усматривают источник неискренности противника – более или менее осознанно – в каком–либо социальном факторе.
Как идеологию взгляды противника начинают расценивать с того момента, когда их не считают больше заведомой ложью, но ощущают во всей его позиции некую неправду, которую толкуют как функцию определенного социального положения. Понятие частичной идеологии указывает на феномен, занимающий промежуточное положение между простой ложью и теоретически неверно структурированной точкой зрения. Его объектом являются пласты заблуждения на психологическом уровне, которые создаются не преднамеренно, как в том случае, когда прибегают ко лжи, но являются следствием определенной каузальной необходимости.![]()
ИМХО. Как всегда - только ИМХО. И не более, чем ИМХО. Но и не менее.
Люди, живущие в «рашке», живут очень плохо. В отличие от них люди, живущие в России, живут хорошо.
В ком не воспитано чувство свободы,
Тот не займет его; нужны не годы —
Нужны столетья, и кровь, и борьба,
Чтоб человека создать из раба.
(Н.А.Некрасов)
Не-а.Стадо человеческое тоже создает себе мифы, прямо сразу - например, что бегущий впереди козел знает единственно верный путь...
Вот майдан, например - стадо стадом, а сколько мифов!
"Бараны, бараны стучат в барабаны - кожу на них дают сами бараны."(с) В нормальном стаде есть и иерархия, и борьба за место в ней, во многих случаях и разделение ролей - в общем, они там живут
сложнойполноценной общественной жизнью.
Полностью демифологизированное общество - это правильно пролеченная палата дурдома в момент пика действия препаратов. Там уже не стадо, там колония... не то чтобы простейших, но где-то не намного выше актиний или мидий.
Но тем не менее именно на полной демифологизации общества, истории и т.п. и настаивают некоторые... козлы.![]()
Последний раз редактировалось Волгарь; 03.11.2015 в 14:38.
ИМХО. Как всегда - только ИМХО. И не более, чем ИМХО. Но и не менее.
Люди, живущие в «рашке», живут очень плохо. В отличие от них люди, живущие в России, живут хорошо.
В ком не воспитано чувство свободы,
Тот не займет его; нужны не годы —
Нужны столетья, и кровь, и борьба,
Чтоб человека создать из раба.
(Н.А.Некрасов)